Буддийская культура изначально связана с проповедью общественного согласия, равноправия и ненасильственного бытия. Благоразумие, уверенность, сдержанность, мягкость – главные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека – мудрость, украшение мудрости - спокойствие, украшение спокойствия – отвага, украшение отваги – мягкость». Основные принципы буддийского мироощущения сформулированы следующим образом: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. А в китайском буддизме перечислены пять ведущих заповедей нравственного поведения: не убивай, не воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением, не пей спиртного. Ведь индийская эротика и культ сексуальных наслаждений – продукт брахманизма или индуизма, а вовсе не буддизма. Он же не поощряет любовных удовольствий, но и не порицает.
В области духовной культуры буддизм развил традиции поиска в человеке особых психических сил, позволяющих ему управлять внутренними процессами тела и проникать мыслью в глубины тайн мироздания. Традиции эти привели к накоплению огромного опыта духовного самосовершенствования, к разработке особых средств и приёмов погружения в себя, приведение собственного «я» в состояние так называемого транса, дающее необычайные мистические переживания.
Таких высоких успехов в сфере самопознания личности не достигла ни одна культура, зато в научном анализе мира успехи буддийской цивилизации довольно скромны. И пусть даже индийским мудрецам I-II вв. нашей эры приписывают создание десятичной системы исчисления или изобретения нуля, точные научные дисциплины в странах буддийской культуры практически не развивались. Исключением стала лишь архитектура – наиболее яркое воплощение буддийского искусства. В многочисленных, отличающихся изысканностью отделки и неповторимыми формами храмах, можно встретить сотни статуй буддийских богов. Каждая из них несёт свой смысл и является проводником верующего в мир его самосознания. Но увлечение погружением в себя, отчуждённое и пренебрежительное отношение к чувственному миру породили расплывчатость взглядов, оторванность от реальной жизни, недоверие и некоторую неповоротливость ума там, где дело касалось фактов. Отсюда отсутствие каких-либо серьёзных исторических исследований, научных открытий и отставание стран буддийского востока в техническом развитии, преодолеваемое только сейчас. Ведь исключением в их сообществе стали лишь древний Китай и современная Япония, где религиозность в общем, и буддийская религия в частности, не занимали и не занимают господствующих позиций в культуре или общественной жизни.
Статьи по теме
Романтический балет
К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Ром ...
Наука
В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного д ...
Понятие культуры в социологии
Отделяя общество от стада (стаи, улья или муравейника), производство – от природы, а человека – от животного, ученые и неученые ("стихийные") социологи улавливают наличие некоторого потенциала, позволяющего человечеству развиват ...