Общечеловеческие культурные ценности разделяются по при знаку их происхождения:
- естественные, возникшее из одной или нескольких национальных культур и гармонически сочетающие друг друга. Они формируются длительное время и не имеют конкретного авторства.
- искусственные, образованные синтезом одной или нескольких национальных культур и выраженные через личностное восприятие конкретного человека. Как правило, имеют автора.
Как продукт жизнедеятельности человеческого общества, культура имеет свое предназначение.
Национальная культура складывается из ряда элементов, таких как вероисповедание, принятое в регионе, уклад жизни, традиции, обряды, традиционные ремесла и занятия, повседневный быт, национальная кухня, одежда, национальная музыка, песни и танцы и т.п. В основе воспитания и образа жизни любого человека можно заметить проявление его культурного наследия.
Воспитание в традициях национальной культуры формирует определенное мировоззрение каждого члена общества. Это позволяет человеку существовать в природно-географических и конкретно сложившихся социальных условиях с использованием накопленного багаж своих предков как бы по инерции, по привычке. Такие навыки, ставшие привычкой в окружении конкретной среды обитания помогают сберегать силы и здоровье, а также воспитывать физически и нравственно здоровое подрастающее поколение.
Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре формируются с учетом конкретных природно-географических условий. Национально-культурные традиции позволяют адаптировать организм человека к климатическим условиям, повседневно доступным продуктам питания, месту обитания, определенными приемам сохранения и поддержания работоспособного состояния организма.
Значительную, если не определяющую роль в формировании национальной культуры играет вера, независимо на какой стадии организации (примитивной или сложившейся системы вероисповедания) она находится. Вера воспитывает сознательное мировоззрение человека. Человек реагирует на действия окружающей среды через призму своего мировоззрения и совершает адекватные поступки, соизмеряя свои потребности и желания со шкалой ценностей национальной культуры.
Болгары являются православными христианами, поэтому их народные традиции схожи со всеми народами Европы. Традиционной религией является восточно-православное христианство (85% населения). Православное христианство с IX в. является главной религией страны. Сегодня его исповедует 82,6% жителей. На протяжении всей истории Болгарии оно играло важную роль в формировании нации. Во времена иноземного владычества благодаря православной церкви болгары сумели сохранить свой родной язык, а во многом и культуру. Церковь является автокефальной (административно самостоятельной). Ею управляет болгарский патриарх. Службы ведутся на болгарском языке. Несколько событий имеют для болгарской семьи особое значение: это крещение ребенка, первые шаги, которые делает ребенок, день рождения, именины, день помолвки, обручение, свадьба, постройка нового дома. В честь первых шагов ребенка в каждой семье устраивается веселое пиршество. Во время сватовства совершается подношение угощения святым угодникам, это реликт языческого обряда. Святых благодарят за материальное благополучие, крепкое здоровье, долгую жизнь.
Другую важнейшую часть национальной культуры составляет язык и традиционная (национальная) жестикуляция. На их основе возникают межличностные отношения, общение и воспитание. Проекция слов и жестов через зрительное восприятие образует национальную письменность и изобразительное искусство. Каждый рисунок, каждый орнамент и цветовая гамма имеют в национальной культуре свое смысловое значение.
Болгарский язык является южнославянским языком и пишется с помощью кириллицы. Святые Кирилл и Мефодий, два брата из Салоник, изобрели кириллицу в IX веке, и она сближает русских и болгар, поскольку является алфавитом обоих народов. Булгары старшего поколения говорят и по-болгарски, и по-русски, русский язык все еще преподается в школах. Младшее поколение говорит на разговорном "варианте" английского, засыпанного словами из песен и рекламных роликов, языка. Если болгарин покачает головой, то это означает «да», и наоборот, если кивает головой, то – «нет».
Статьи по теме
Умбрийская школа XV век
В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи угодья, поэтому и в искусстве дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции.
Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно и религиозно. ...
Скульптура и живопись Шри-Ланки
Скульптура Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма. Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Наибольший интерес представляет Каменный Храм, самый знаменитый храм на Шри-Ла ...
Акмеизм
На смену символизму пришел акмеизм. В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как ...