Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.
Традиции родственной и соседской взаимопомощи, временное обобществление средств труда все еще поддерживались из-за отсталости сельскохозяйственной техники и крайней бедности основной массы крестьян. Два-три хозяйства объединяли рабочий скот, созывались помощники для уборки урожая или постройки дома. Летними ночами молодежь собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то в одном доме, то в другом — это было родом вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний. Многие старинные обычаи перекочевали из сельской местности в города, например обычай лить воду под ноги человеку, приступающему к новому делу, и вообще при всяком начинании — чтобы все шло гладко и легко, «как по воде» (у русских — «как по маслу»). Так провожают невесту па регистрацию брака, ребенка в первый класс, человека, уезжающего в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании ленты во время церемонии открытия театра, завода и т. п. Славянский обычай поднесения хлеба-соли у болгар широко практикуется и в быту, и на общественных торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и красное вино (красный цвет — символ здоровья), и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть в соль и чабрец и запить вином. Провожая и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски здравец, символ здоровья). Цветы часто служат обрядовым реквизитом и украшением, их затыкают в праздник за платок или шапку у виска, букетики герани, связанные красной ниткой с золотой или серебряной монеткой (символ чистоты и благополучия), дарят ребенку в день наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят невесте.
По традиции брак может быть заключён без согласия родителей: девушке нужно лишь, войдя в дом прикоснуться рукой к очагу - символу семьи. Церковное венчание считалось в пароде делом второстепенным. Свадьбу же играют с исполнением полного ее церемониала, когда соберут для нее средства и приготовят дары, — это может быть через несколько месяцев. Накануне свадьбы молодая женщина ночует в родном доме. Оттуда свадебная процессия направляется к зданию, где регистрируется брак. При этом соблюдаются некоторые традиционные обычаи, среди которых мною веселых. Так, гости крадут во дворе невесты петуха (символ плодородия) и несут его впереди; по дороге угощают всех встречных вином. После регистрации брака направляются к дому женихи; свекровь встречают молодых с хлебом-солью и вином, прикалывает им на грудь зелень (символ здоровья) и вводит невесту в дом по белому полотну (символ чистоты).
Поднесение даров на свадьбе - особый ритуал. О дарах громогласно оповещает, часто в шуточной форме, распорядитель свадьбы, на роль которого выбирают человека с острым языком. Дары кладутся, согласно обычаю» на правое плечо.
Рождение ребёнка в болгарской семье — радостное событие для семьи и всей родни. Оно отмечается двумя традиционными торжествами. По выходе из родильного дома роженицу посещают близкие семье женщины, принося подарки младенцу и обрядовые хлебы — питы (обычай называется малая пита). Когда мать окрепнет, она сама приглашает гостей на большую питу. Приходят уже семейные пары, непременно пекут хлебец, намазанный медом, символизирующий «сладость», нежность ребенка и пожелания ему приятной жизни. Разламывание обрядовых хлебов вошло в гражданский ритуал наречения имени, который совершается в народном совете села, города или в специальных домах исполнения гражданских ритуалов, выстроенных во многих городах.
Традиционно торжества в Болгарии устраиваются на природе. Праздничный «стол» на разостланных красочных тканях, к которому подают излюбленные блюда, например барана, зажаренного на вертеле, затем — состязания по борьбе (народный вид спорта) с призом — живым бараном, а с наступлением темноты — костры и песни до утра.
В своем развитии технический прогресс многократно опережает динамику изменения национальной культуры. Для возникновения национальной традиции требуется срок жизни десятков, сотен поколений. Именно поэтому все продукты научного и технического прогресса пока еще долго останутся вспомогательными, не входящими в национально культурное наследие.
Статьи по теме
Культура и личность
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность - это движущая сила и создатель культуры, а та ...
Феномен Эрьзи в
мировой культуре
Мало кто из российских скульпторов удостоился в 20-м веке такого широкого признания, как Степан Нефедов. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954 году к выставочному залу на Кузнецком мосту: там состоялась первая выста ...
Иконописные мастера Ишима
В тюменском регионе работала иконописная мастерская С.П. Багишева в г. Ишиме до 40-х гг. XIX века. Среди мастеров около 20 человек были монахи, послушники, художники-самоучки, профессионалы. Словом, заказы выполнялись на разные вкусы. С.П ...