Двадцатый век уходит в историю. Следы его еще не остыли, процессы в нем кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - всегда есть некий магический соблазн (есть в самих подобных числах и цифрах что-то генерирующее его) подведения какой-то (пусть предварительной) черты и вглядывания в нечто, оставшееся по ту сторону . Тем более, что ушедшее столетие - достойный объект для такого вглядывания и некоего подытоживания. Оно во многих смыслах оправдывает свое пограничное положение в истории; в истории культуры особенно, на которую мы попытаемся взглянуть здесь сквозь многогранную призму искусства, художественной культуры, эстетического сознания .
Так что же такое культура и цивилизация в ХХ столетии?
Пожалуй, однозначно на этот вопрос ответить невозможно. На этот счет существует множество различных мнений. Одно из них то, что Культура как таковая исчезает и вырождается. И отчасти это верно, так как многие обычаи и традиции либо уже исчезли, либо близки к этому. Изменилось даже отношение к ценностям истории и культуры, которые собственно появились в процессе формирования истории. Как впрочем, изменился и менталитет людей, их этические и моральные принципы. Во всяком случае, наиболее охваченная техногенной цивилизацией евро-американская часть человечества пребывает ныне в состоянии неумеренного потребления и безудержного производства соблазнов; человек превращается в бездумную «машину желания», пестующую свою чувственность и исключительно телесные интуиции. Излишне напоминать, что всё сие стало возможным при господстве принципа вседозволенности на базе научно-технического прогресса и полной бездуховности и глобальной безнравственности.
Теперь уже считается нормальным попросить у официантки побыстрее приготовить «моё» кофе, или новогодние праздники провести в «Сочах» и так далее. Но это всего лишь орфография, есть и гораздо более ужасные вещи. Например: эротика и порнография, заполонившая нашу жизнь, достаточно взять в руки или включить любое средство массовой информации.
Да, раньше тоже было преклонение перед обнажённым телом (достаточно вспомнить полотна всем известных живописцев таких как: К. Брюллов. Вирсавия, Рембрандт. Даная, П.-О. Ренуар. Обнажённая) но, оно не вызывало (как мне кажется) такого похотливого, животного желания и не превращалось в культ. Молодые девушки не изводили себя жесточайшими диетами, доводящими до анарексии, а в последствии часто приводящими к смерти в погоне за идеальным как им кажется телом.
Но всё же было и что-то хорошее в ХХ-ом веке. Например: кинематография, музыка, художественная фотография, поэзия, театр, балет, и так далее. Но всего этого создано так мало, что порой сложно это всё заметить, выделить из массы основной «грязи». Возможно, наши потомки не будут так строги к моим суждениям, ведь по прошествии многих десятков лет проще судить более объективно.
И исходя из выше сказанного рождается второе мнение, что Культура не исчезает как таковая, но перерождается в нечто более современное. Что в наше время многие выдающиеся люди считают не иначе как ПОСТ-культурой.
ПОСТ-культурой названо то подобие Культуре, которое интенсивно вытесняет Культуру в современной цивилизации (особенно активно, начиная с середины ХХ столетия) и которое отличается от Культуры своей сущностью. Точнее отсутствием таковой. ПОСТ-культура - это будто-культурная деятельность (включая ее результаты) людей, сознательно отказавшихся от Духа и, что трагичнее, оставленных Духом. Это "культура" с пустым центром, оболочка культуры, под которой - пустота. Но «современность» использующая опыт восточных культур древности, уже вряд ли было бы правомерным считать пустоту негативной категорией. К примеру, М. Фуко понимает под пустотой лишь то «развертывание пространства, где, наконец, снова можно мыслить». Впрочем, это мнение можно считать правильным, хотя бы потому, что культура, которая ещё не сформирована, не может называться собственно Культурой. А в век цифровых технологий и зачастую полной свободы слова этот процесс и вовсе может не только остановиться, но и деградировать.
Но рассмотрим более подробно, что же такое Культура, уходящая и культура современная.
Культура уходящая формировалась на протяжении многих столетий оставляя нам в наследство мировые культурные ценности. И оставившая в истории множество выдающихся имен, на которые стоит если не ровняться, то хотя бы просто прислушиваться. Ведь такие вещи как стихи А.С. Пушкина, картины Л. Да Винчи, музыка П.И. Чайковского, и ещё многое другое навсегда оставят свой след в истории. Во всяком случае, стоит на это надеяться.
Статьи по теме
Декоративное искусство
♦ Ковры
Ковер на Востоке — это не только произведение искусства, характерное для того или иного племени или этнической группы, но и предмет повседневной жизни. Мягкий и красочный, он встречается повсеместно; в мечетях он — неотъемл ...
Жанровая живопись
С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное расп ...
Особенности культуры в первые годы Советской власти
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозгла ...