Монументальная архитектура майя – одна из важнейших и специфических черт их культуры. Несмотря на существование ряда локальных стилей, майяская архитектура отличается в целом большей однородностью, чем другие виды искусства. Это объясняется прежде всего господством на всей территории цивилизации майя единых строительных принципов. Все майяские постройки, независимо от их назначения и размеров, воздвигались на специальных платформах или фундаментах пирамидальной формы. Последние представляли собой насыпи из земли, глины и щебня, облицованные сверху каменными плитами или слоем штука. Наиболее характерной чертой каменной архитектуры майя является широкое использование ступенчатого (или ложного) свода.
Основные типы зданий: А) храм на высоком пирамидальном основании с усеченной плоской вершиной; Б) дворец – длинное многокомнатное здание на низком фундаменте; В) рядовые жилища – небольшие постройки на низких каменных платформах; Г) “стадионы” для ритуальной игры в мяч; Д) обсерватории; Е) бани.
Комплекс этих строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. Такой центр составлял основу города. Это не случайно. Центр поселения считался у майя, как и у многих других народов древности, “зоной престижа”, местом обитания правителя, знати и жрецов. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.
Тикаль. В 1930-е года ученый С. Морли разделил всю зону Тикаля на 8 больших архитектурных групп, обозначив их буквами английского алфавита от “A” до “H”. Архитектурным центром города является Группа “A”. Она включает в себя значительные ансамбли и комплексы: Северный Акрополь, Северную Террасу, Главную площадь с Храмами 1 и 2, Центральный Акрополь. Центральной географической точкой Тикаля, основным фокусом его социально-политической и культовой жизни, была Главная, или Большая, площадь.
Паленке. Паленке был первым городом классического периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город пришел в запустение задолго до того, как на американский континент высадились первые европейцы. Впереди на вершине “акрополя” с крутыми склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла “акрополя” на ступенчатой пирамиде возвышается здание с высоким сводчатым перекрытием. Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок.
Статьи по теме
Итальянское искусство периода новой и новейшей истории
В эпоху конца XIX – начала ХХ в. живопись переживает глубокий кризис, но архитектура получает все более благоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники, потребность населения в жилье вызывают насущную необхо ...
Искусство Пскова
Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Являясь в первые века своего существования «пригородом» Новгорода, подчиняясь ему в политическом и церковном отношении, Псков находился и под влиянием ...
Основные черты эллинизма
Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т.е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему гос ...