И последствия не заставили себя долго ждать. Патологоанатомические исследования останков майя позволили сделать вывод о недостаточности их питания в конце позднего классического периода. Недоедание привело к увеличению смертности, прежде всего – детской. Стало недоставать рабочей силы, и она обеспечивалась за счет переселенцев из других районов, что еще больше усугубляло кризис. А энергия общества по-прежнему расходовалась всуе, направлялась на удовлетворение амбиций элиты. Обострились социальные конфликты На государство они действовали разрушающе. Началась "обвальная" депопуляция. По данным Р. Адамса и В. Смита, в 850 – 950 гг. население южных и центральных районов сократилось с 3,0 до 0,45 млн. человек.
Сказывались и непростые отношения с внешним миром. Долгое время историки считали, что майя совершенно не имели крепостей. Дело в том, что при археологических работах в лесах трудно было правильно реконструировать характер городской застройки и наметить ее границы, где могла проходить линия укреплений. А потому все внимание концентрировалось на монументальных сооружениях. Это дало повод американскому ученому Роберту Шереру заметить, что археология майя имела "пирамидный синдром". Только случай помог найти остатки ронительного пояса в Тикале – земляной вал и 4-метровый ров были удалены на 4,5 км от его центра. Теперь же фортификационные сооружения древних майя обнаружены на территории и Гондураса, и Мексики (штаты Юкатан, Кампече и КинтанаРоо). Следовательно, майя считались с угрозой военных нападений и готовились к ним.
В IX – начале Х века, по оценкам известного советского историка В.И. Гуляева, на Юкатан вторглись тольтеки, а в пределы Центральной равнины – племена пипиль. Вот о каких признаках чужеземного нашествия на города майя, лежащие в глубине гватемальских джунглей, пишет он: "Это были не величественные руины крепостных стен и башен и не следы кровавых битв в виде груды порубленных человеческих костей и поломанного оружия, а всего лишь скромные черепки глиняной посуды, в изобилии валявшиеся в пыли запрошенных улиц и площадей майяских городов". Да, появление изящной оранжевой керамики и терракотовых статуэток характерного центральномексиканского стиля свидетельствует, что прежние хозяева сошли с исторической сцены.
Но гипотеза о нашествии воинственных пипиль не до конца согласуется с известными фактами. Дело в том, что если на северо-западе майяской территории, например в Паленке, последние дни в жизни этих городов действительно совпадают с широким распространением инородного комплекса изящной оранжевой керамики, то дальше к югу, В Петене, такая керамика появляется лишь вслед за упадком майяских столиц, и представлена она довольно малочисленными образцами. Таким образом, не исключено, что появление здесь носителей оранжевой посуды явилось не причиной, а результатом упадка майяских городов в конце 1-го тысячелетия н. э.
Именно поэтому многие авторитетные ученые высказывают сейчас предположение, что гибель классической культуры майя произошла в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического (перенаселение, упадок земледелия, торговли и т. д.) и социального (войны, нашествия извне, восстания угнетенных и т. д.) порядка. При этом вполне возможно, что здесь имел место так называемый принцип домино, то есть начало действия одного какого-то фактора, например нашествие чужеземцев, вызвало к жизни новые кризисы и потрясения (резкое сокращение населения, голод, развал экономики и т. д.).
Сильно сократившееся в результате войн население было уже не в состоянии в трудных условиях сельвы содержать столь обширные ирригационные системы. И они погибли, а вместе с ними погибла и местная цивилизация.
Проанализировав работы ученых, написанные о цивилизации майя, я пришла к выводу, что вся власть сосредотачивалась в руках элиты, а именно: жрецов, гражданских и военных вождей, высших чиновников, мудрецов, художников. Народная масса была лишь марионеткой в их руках. Народ был нужен для достижения личных целей жречества.
Статьи по теме
Искусство средневекового Египта
История средневекового искусства Египта начинается коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени ...
Этика речевого общения
Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретны ...
Индейские группы от Аляски до Флориды
Северо-западные индейцы. В северной Канаде, на весьма обширной территории американской субарктики мы находим индейские племена, принадлежащие к двум большим языковым семьям — алгонкинской и атапаскской, причем атапаскские племена кочуют г ...