Культура Нового времени

Материалы » Культура Нового времени

Страница 2

В искусстве, науке, политической жизни эпохи Возрождения засверкало множество имен людей, которые до сих пор признаются великими или даже величайшими в истории человечества. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, очевиден колоссальный «пассионарный взрыв» в ренессансной Европе. Художники, такие как Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дюрер и десятки, если не более, других. Литераторы и мыслители, начиная с Данте и Петрарки, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Рабле и т. д., и кончая Монтенем и Шекспиром. Томазо Кампанелла, Томас Мор, Джордано Бруно, Макиавелли. И множество других из разных областей знания, искусств, практической деятельности. Огромно количество великих произведений искусства и мастерства, открытий, свершений.

Ренессансная жизнь оказалась направленной к использованию всего и максимально. Ренессанс откровенно проявил желание грешить и получать наслаждение, хотя бы и через насилие. В церкви пьянствовали и пировали почти открыто. Вера явно расшатывалась. И вполне понятны действия церкви, которая именно в это время развернула активность «святой инквизиции». По мере ослабления влияния традиционной религии оформляется новый способ моральной регуляции, - фиксируемый во многих языках понятием «совесть» и его аналогами.

В ходе контрреформации, реакции католической церкви на Реформацию и обмирщение религиозной культуры, – она переходит от Инквизиции и религиозных войн к более гибким формам влияния на общество. Создается орден иезуитов, взявшийся за формирование новой католической элиты. Иезуиты основывают многочисленные учебные заведения по всей Европе, в которых, наряду с традиционным христианским обучением, преподаются гуманитарные и естественные науки, прививаются навыки цивилизованной светской жизни. Своеобразной формой распространения религиозности нового типа стали масонские общества (от фр. francs-macons – букв. вольные каменщики), возникшие в начале ХVIII века в Англии и распространившиеся по всей Европе. Эти общества, объединявшие образованных представителей дворянства и буржуазии, исповедовали веру в единого бога, воспитание гуманности, дружеской терпимости.

На цивилизационном уровне наступление новой культурной эпохи обычно связывают с открытиями в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук). Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность англичанина Исаака Ньютона, создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия. Это на самом деле поразительно: в течение жизни одного-двух поколений делается множество фундаментальных открытий, повлекших не менее масштабные подвижки в образе жизни и представлениях.

Для Нового времени, особенно XVIII – первой половины XIX века характерен дух утопизма. Поэтому этот период иногда называют «золотым веком утопий»: утопий коммунистических, призывающих к общности имущества и совместному труду, и противостоящих им, элитаристских, возвращающих к традиционной системе ценностей.

Одним из ведущих искусств Нового времени, стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи. Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях – от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг).

В живописи появились новые жанры – пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет – свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Советская культура 80-х годов XX века
Восьмидесятые годы — время сосредоточения худо­жественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеоб­щего греха, плахи заставляет художников прибегать к та­ким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очер ...

История возникновения масляной живописи
Изобретение масляной живописи обычно приписывается братьям Ван-Эйкам. Основанием для этого служили рассказы Вазари и Ван Мандера, последний заимствовал в своей работе основные положения рассказа Вазари. Рукопись Теофила указывает на прим ...

Живопись
Изображение таких символических оград все чаще появляется в живописи. На иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный», написанной около 1670 года, Богоматерь стоит в райском саду, в котором цветут тюльпаны, гвоздики, деревца и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация