Изобретение в эпоху неолита керамики пробудило в людях того времени стремление делать вещи повседневного быта красивыми. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.
Изящны многие образцы прикладного искусства, относящиеся к тому времени. Среди них, например, ложка с головой лебедя из горбуновского торфяника (Свердловская область), которая поражает грацией в изогнутой лебединой шее и гармонией во всем контуре этой древней работы. Прекрасна голова лосихи из рога, обнаруженная в приуральском торфянике.
В наскальной живописи этого периода четко проявляется стремление к изяществу, которое очень часто нетрудно заметить. В качестве примера можно привести изображение женщины, собирающей на дереве лесной мед (пещера Аран в Восточной Испании). Одной рукой она держит высокий сосуд, а другая прячется в легком кружащемся облаке пчелиного роя.
На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности с названием Тассили-Аджер, в пещерах обнаружены удивительные рисунки и живопись — 15 тыс. живописных фрагментов, созданных в VI—I тысячелетиях до н. э. На этих рисунках изображены огромные пастбища и тучные стада в сотни голов, стройные пастухи, стерегущие эти стада. Тела людей удлинены, что придает им особое изящество. Выделяются тона — бурые, черные, желтые с золотистыми переливами и красноватые. На переднем плане — рогатая танцовщица или богиня в богатом уборе. Рядом — фигуры в масках, которые, возможно, выражают какие-то магические символы. Здесь же быки, антилопы, жирафы. Луки, стрелы, колесницы, которые несутся на большой скорости, человекообразные крутоголовые существа, по всей видимости, колдуны.
Древние художники держали краски в маленьких горшочках. Горшочков было столько, сколько требовалось красок. Кисти вначале делались из волос антилопы гну, позже их начали изготовлять из конского волоса, волосы прикрепляли к палочке при помощи сухожилий. Краска разводилась на растопленном жире. Кстати, перед тем как приступить к росписи стены, бушмены-художники на небольших плоских камнях делали предварительные наброски будущей картины.
Интересный памятник неолитического искусства был обнаружен на восточном берегу Онежского озера. Это часть гранитной скалы, на которой высечены десятки фигур — лоси и олени, утки и лебеди, большие ладьи с гребцами. Интересные изображения вереницы оленей были обнаружены на скалах при впадении реки Выга в Белое море в урочище Залавруга. На утесах Лены и Ангары обнаружены изображения лосей. Они покрывают целые скалы и изображены настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся нам живыми и одухотворенными.
На Амуре в то время обитали оседлые рыболовы. Они жили уже не в легких шатрах — чумах, а в прочных полуподземных домах целыми деревнями. Около их поселков и в древних жилищах уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого, как и все остальное в жизни этих племен. На огромных валунах у старого нанайского села Сакачи-Алян до сих пор видны загадочные личины — лица неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом.
В обрывистом берегу Амура около устья реки Хунгари в остатках поселения каменного века, существовавшего более 5 тыс. лет назад, вместе с каменными топорами и наконечниками стрел из кремня был обнаружен удивительный сосуд. По его ярко-малиновому лощеному фону, блестящему, как на краснолаковых вазах Древней Греции, рукой неведомого мастера были выполнены скульптурные личины, почти такие же, как на валунах Сакачи-Аляна.
Наиболее величественными и загадочными памятниками неолитической Европы являются так называемые мегалиты. Этот термин (от греческих мега — «большой» и литое — «камень») археологи используют для обозначения сооружений из громадных камней, которые находят в Западной Европе, главным образом — на атлантическом побережье от Средиземноморья до Скандинавии, а также на Кавказе.
Статьи по теме
Постмодернизм в кино
Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер ...
Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль об ...
Протестантизм как идейная основа Реформации
Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.
Начало XVI века - это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в э ...