Наиболее часто встречаются мегалиты, назначение которых определяют как гробницы. Ученые выделяют дольмены и галерейные мегалитические гробницы. В отличие от дольмена, у галерейной гробницы входной коридор и сама погребальная камера не различаются, и все сооружение похоже на галерею, выложенную из поставленных на ребро гигантских каменных плит. Как дольмены, так и галерейные гробницы представляют собой каменные камеры, над которыми возвышаются курганы. Иногда стены гробниц украшены гравированным или нарисованным орнаментом в виде лент, спиралей или линий, изогнутых под прямыми углами.
Второй разновидностью мегалитов являются менгиры — одиноко стоящие, поставленные на ребро каменные глыбы. Довольно часто эти памятники образуют целые поля, так называемые аллеи менгиров. Группы менгиров, образующие один или несколько кругов, называют кромлехами или хенджами. Наиболее известные сооружения этого типа — Стонхендж в Англии и близ Корнака в Бретани, Франция.
До сих пор точно не установлено, кто, как и для чего строил мегалиты. Предполагается, что они были культовыми сооружениями. Несомненно, что строительство таких громадных памятников, состоящих из сотен и тысяч камней весом более 30 т, требовало организации достаточно большого количества людей, что возможно только в государстве. В любом случае, мегалиты могли быть построены только в развитом обществе с сильной экономикой и развитой социальной структурой. В 1979 году французские ученые провели эксперимент, решив попробовать передвинуть подобные каменные блоки. Когда 200 добровольцев пытались тащить 32-тонную плиту на катках при помощи блоков, выяснилось, что для того, чтобы оттащить этот камень на расстояние 4 км требуется полтора месяца. Исходя из этого, историки рассчитали, что для строительства средней мегалитической лостройки требовалось более 3 тыс. человек, которых нужно было в течение довольно длительного времени снабжать продуктами питания и обеспечивать жильем.
Статьи по теме
Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 -1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Авт ...
«Демониана» Врубеля
Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого М.Врубеля – это для него лишь преддверие, предчувствие Демона настоящего. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой». Хотя задуманная тетралогия так и не был на ...
Творчество Маркантонио Раймонди
В XV веке опыты репродукционной гравюры носили лишь эпизодический характер, граверы не столько занимались воспроизведением композиций других мастеров, сколько использовали заимствованные из них мотивы и образы для создания собственных лис ...