Экономические и социальные изменения повлекли за собой изменения и в сфере политической. К концу XV столетия среди множества самостоятельных областей Италии выдвинулись четыре наиболее сильных государства, по существу определявших политическое положение страны. Это Флоренция, Венеция, Милан и Папская область. Стремления расширить свое влияние и богатство толкали правителей на территориальные захваты. Междоусобные войны не прекращались, так как каждое из итальянских государств в своей политике в той или иной мере использовало противоречия между своими соперниками.
Абсолютизация власти и ее растущая амбициозность нуждались в общественной поддержке, теоретическом обосновании и поэтическом оправдании. Инструментом создания благоприятного общественного мнения современников и завоевания благосклонности потомков стали литература, закреплявшая в панегириках славное правление, пышные многодневные зрелища, архитектура, являвшая в камне идеальный образ богатства и преуспевания, пластические искусства, запечатлевшие в портретах облик правителя, славу и величие его рода. Так, например, миф о «золотом веке» правления Медичи, прославлявший, в первую очередь, Лоренцо Великолепного, неоднократно использовался представителями рода для утверждения их права на власть.
Первые десятилетия XVI века, явившиеся периодом итальянских войн – опустошительных походов иноземных завоевателей (Испания, Франция), завершились к середине столетия почти полным захватом Апеннинского полуострова. Но именно в этот период смертельной опасности раскрылись еще неисчерпанные возможности ренессансной Италии. Борьба за прогрессивные идеалы Возрождения достигла своего высшего напряжения. Угроза порабощения страны имела своим результатом бурный рост национального патриотизма. Несмотря на затяжной экономический и политический кризис страны дух республиканизма, свойственный Италии, не угасал. И огромный общественный подъем составлял одно из главных слагаемых активного исторического фона, во многом повлиявший на развитие искусства Высокого Возрождения, которое, по выражению Е. Ротенберга, «в первую очередь, являлось художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было выражением исторической действительности и в более широком, мировом охвате» [3].
Мастера XVI столетия дали пример художника нового типа — активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры.
Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на формирование основ итальянского Высокого Возрождения, образного восприятия художников, на изобразительный строй их произведений.
«На чашах весов» мыслителей этого времени лежит дилемма: «золотой век» или «апокалипсис» [4]. Военные смуты, грозивший раскол по инициативе Франции, турецкая опасность казались последним аккордом в кризисе, следствием которого станет лучший мир. В этих условиях становится понятно, какое огромное значение должна была иметь деятельность Юлия II.
Д.К. Арган характеризует рассматриваемый период как эпоху глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. Искусство, считает автор, не сводится просто к созерцанию и представлению о существующем порядке вещей, а является беспокойным поиском и определением собственной природы, своих целей и путей своего смысла и бытия в историческом развитии [5].
М.Т. Петров указывает на то, что в 20-х годах XVI века экономический и политический кризис в Италии развивается с исключительной быстротой. «Речь идет не только об усилившихся процессах, подрывавших все устои социальной и политической базы Возрождения, но и о чрезвычайно неблагоприятно складывающейся внешнеполитической обстановке. Взаимодействие внутренних и внешних факторов определило катастрофический характер конца Ренессанса… усиливается ощущение хаоса, сложности, трагичности действительности, ее резких противоречий с представлениями, с идеалами личности.
Статьи по теме
Художественная культура. Анализ произведения
Художественный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил .» (1829г.). [5]
Это поэтическое произведение является признанным шедевром русской литературы, его относят к произведениям любовной лирики.
Любовь в лирике Пушкина — это спос ...
Комедия эпохи эллинизма
Эллинистическая идеология проявилась уже в новой комедии (историки ее называют новоаттической), столь отличной от комедии Аристофана. Создатель ее Менандр (342–292) отказался вовсе от политических тем, какие составляли главный и единствен ...
Зодчество
В зодчестве середины XVII века официальная торжественность не переходит в аскетическую суровость. Напротив, все возводимые сооружения поражают обилием декора резных наличников, тяг, пучков колонок, поливных изразцов, яркой раскраской. Но ...