Конец XV и первая треть XVI столетия (период Высокого Возрождения) были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что нашло своё выражение в величайших произведениях искусства и литературы Высокого Ренессанса. Известна оценка Энгельса этого периода: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился, как бы, отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» [1].
Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция, сыгравшая до этого решающую роль в становлении искусства Возрождения на его ранних этапах. Во Флоренции начали свой путь и сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно. Искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой, с точки зрения экономического, политического и культурного развития республики. Но на рубеже XV и XVI веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается папская резиденция - Рим. Однако, в Риме в отличие от развитой промышленной и торговой Флоренции, уже знавшей и кризисы капиталистической экономики, не сформировалась своя собственная крупная художественная школа. Поэтому в начале XVI века его роль заключалась не в выращивании собственных мастеров, а в приглашении лучших художников из других школ для обеспечения развития и процветания города как будущей столицы Италии и папского центра.
Перемещение центра итальянского искусства и культуры из Флоренции в Рим – одна из главных перипетий Ренессанса.
Без сомнения, это было следствием быстрой перемены, превратившей Папское государство в активную политическую силу: решительно поддерживая итальянские национальные чаяния, оно извлекало в то же время максимум выгоды для себя. В этом смысле понтификаты Александра VI, Юлия II и Льва X были преемниками друг друга.
Александр VI сломил сопротивление феодалов (еще сильное в самом Риме) и попытался, пользуясь волнениями, вызванными французским нашествием, собрать воедино центральные провинции. Неумеренные амбиции Чезаре Борджа и аморальность самого папы испортили все дело. Но при Джулиано делла Ровере, среди интриг и в изгнании, хранившем мысль о великом папском государстве, в городе окончательно установилось единодержавие. Церковь, разорвав союз с Францией, блистательно вывела Италию из самого тяжелого за долгое время положения; возглавив национально-освободительную войну. Со вступлением на престол кардинала Джованни Медичи римское государство консолидировалось, опираясь на новые слои: банкиров, дипломатов, администраторов, ростовщиков. Эти предприимчивые люди добились своего высокого положения и создали себе аристократический имидж, демонстрируя роскошь и великолепие – явление, которое не знал XV век. Порча нравов и преобладание мирской культуры, которую в 1490 году обличал Савонарола, являлись составляющими атмосферы празднеств и наслаждений, царившей в Риме тридцать лет спустя при сыне Медичи Лоренцо.
В течение десяти лет понтификата Юлия II (1503 - 1513) центр культуры, перемещается из Флоренции в Рим, ставший прочным фундаментом Ренессанса. Юлий II придал такой размах государственному меценатству, какого Флоренция не знала никогда. В 1506 году Микеланджело был вызван в Рим, где уже давно в качестве архитектора находился Джулиано да Сангалло; в 1508 году на смену прежним умбрийским мастерам туда же приехал Рафаэль. Художники то уезжали из Флоренции, то возвращались, но, в конечном счете, именно при дворе Юлия II в течение нескольких лет обозначились основные черты культуры новой эпохи [2].
Чтобы оценить, в какой мере «римские свершения» были подготовлены в Тоскане и продолжили развитие гуманистической культуры, достаточно показать, каким образом Рим в это время присвоил себе «ренессансный миф». Ведь именно там приобрели настоящий размах две основные идеи эпохи. Первая – стремление к всеобщему устройству под эгидой Церкви, в котором осуществились бы «полнота времен» и обновление мира. Духовные лица обращались к Писанию, пытаясь найти там точные даты великого мира, разгрома или покорения неверных.
Статьи по теме
Духовная культура
Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели ...
Направления европейского искусства
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм. Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе - это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и рим ...
Исскуство книги
В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по се ...