Конец XV и первая треть XVI столетия (период Высокого Возрождения) были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что нашло своё выражение в величайших произведениях искусства и литературы Высокого Ренессанса. Известна оценка Энгельса этого периода: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился, как бы, отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» [1].
Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция, сыгравшая до этого решающую роль в становлении искусства Возрождения на его ранних этапах. Во Флоренции начали свой путь и сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно. Искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой, с точки зрения экономического, политического и культурного развития республики. Но на рубеже XV и XVI веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается папская резиденция - Рим. Однако, в Риме в отличие от развитой промышленной и торговой Флоренции, уже знавшей и кризисы капиталистической экономики, не сформировалась своя собственная крупная художественная школа. Поэтому в начале XVI века его роль заключалась не в выращивании собственных мастеров, а в приглашении лучших художников из других школ для обеспечения развития и процветания города как будущей столицы Италии и папского центра.
Перемещение центра итальянского искусства и культуры из Флоренции в Рим – одна из главных перипетий Ренессанса.
Без сомнения, это было следствием быстрой перемены, превратившей Папское государство в активную политическую силу: решительно поддерживая итальянские национальные чаяния, оно извлекало в то же время максимум выгоды для себя. В этом смысле понтификаты Александра VI, Юлия II и Льва X были преемниками друг друга.
Александр VI сломил сопротивление феодалов (еще сильное в самом Риме) и попытался, пользуясь волнениями, вызванными французским нашествием, собрать воедино центральные провинции. Неумеренные амбиции Чезаре Борджа и аморальность самого папы испортили все дело. Но при Джулиано делла Ровере, среди интриг и в изгнании, хранившем мысль о великом папском государстве, в городе окончательно установилось единодержавие. Церковь, разорвав союз с Францией, блистательно вывела Италию из самого тяжелого за долгое время положения; возглавив национально-освободительную войну. Со вступлением на престол кардинала Джованни Медичи римское государство консолидировалось, опираясь на новые слои: банкиров, дипломатов, администраторов, ростовщиков. Эти предприимчивые люди добились своего высокого положения и создали себе аристократический имидж, демонстрируя роскошь и великолепие – явление, которое не знал XV век. Порча нравов и преобладание мирской культуры, которую в 1490 году обличал Савонарола, являлись составляющими атмосферы празднеств и наслаждений, царившей в Риме тридцать лет спустя при сыне Медичи Лоренцо.
В течение десяти лет понтификата Юлия II (1503 - 1513) центр культуры, перемещается из Флоренции в Рим, ставший прочным фундаментом Ренессанса. Юлий II придал такой размах государственному меценатству, какого Флоренция не знала никогда. В 1506 году Микеланджело был вызван в Рим, где уже давно в качестве архитектора находился Джулиано да Сангалло; в 1508 году на смену прежним умбрийским мастерам туда же приехал Рафаэль. Художники то уезжали из Флоренции, то возвращались, но, в конечном счете, именно при дворе Юлия II в течение нескольких лет обозначились основные черты культуры новой эпохи [2].
Чтобы оценить, в какой мере «римские свершения» были подготовлены в Тоскане и продолжили развитие гуманистической культуры, достаточно показать, каким образом Рим в это время присвоил себе «ренессансный миф». Ведь именно там приобрели настоящий размах две основные идеи эпохи. Первая – стремление к всеобщему устройству под эгидой Церкви, в котором осуществились бы «полнота времен» и обновление мира. Духовные лица обращались к Писанию, пытаясь найти там точные даты великого мира, разгрома или покорения неверных.
Статьи по теме
Иллюстрации в Библиях
Иллюстрации к Библиям появились в среде александрийских иудеев, когда около середины III в. до Р. Х. был осуществлен перевод Торы на греч. язык (Септуагинта). Они, испытав влияние эллинистической художественной культуры, могли являться пр ...
Развитие советского кино
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщ ...
Языки североамериканских индейцев
Языки североамериканских индейских племен, в особенности принадлежащие к алгонкинскому языковому семейству, обогатили наш словарь множеством выражений. Больше всего их, разумеется, вошло в английский язык. Например, целый ряд географическ ...