В рамках культуры просвещенного абсолютизма происходит осознание необходимости упорядоченности лексических норм русского литературного языка. Ломоносов пишет сочинение «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Позднее в 1783 г. в Петербурге была создана Российская Академия, целью которой стало изучение языка и словесности, а впоследствии создание толкового словаря и грамматики. На этом же этапе происходило формирование русской научной терминологии. Наука впервые заговорила на родном языке – это стало историческим событием в духовной культуре страны. В дальнейшем процесс шлифования языковой национальной культуры происходил в творчестве русских писателей-сентименталистов и прежде всего Н.М. Карамзина, который выдвинул принцип: «Писать как говорят, говорить как пишут, чтобы совершенно уничтожить язык книжный».
Во второй половине XVIII в. была создана целая сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, духовенства, купечества, разночинства и солдат. Каждое из сословий получило свой тип учебных заведений. Как и прежде, особым преимуществом пользовались дворяне. Ранее открытый для юношей-дворян шляхетский корпус был преобразован в следующие: сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский. Наряду с этим при Московском университете был открыт Благородный пансион.
Дети духовенства имели право обучаться в духовной семинарии и академии. Купеческие наследники могли получить образование в коммерческих школах и, наряду с выходцами из разночинства и солдатскими детьми, в Академиях художеств, горных, медицинских, штурманских, водоходских, ремесленных школах. Кроме того, солдатские дети имели возможность поступать в специальные солдатские школы, где готовили унтер-офицеров. Эти школы практически были единственным каналом получения образования представителей этой социальной группы. Кстати сказать, из солдатских школ вышло много будущих ученых, просветителей, представителей искусства.
Касаясь характеристики положения отечественной науки, следует подчеркнуть, что особое развитие продолжают получать естественные области знания, основы которых были заложены еще М.В. Ломоносовым и поддержаны его последователями.
Рассматривая гуманитарные науки, следует отметить сложность их положения в связи с тем, что, с одной стороны, их сдерживала внутренняя политика Академии наук с откровенным креном в область естествознания, с другой стороны, гуманитарные науки в Академии наук были отданы на откуп иностранцам, плохо знающим специфику русской истории и культуры, в частности Шлецеру. С третьей стороны, прогрессивные идеи, высказываемые российскими гуманистами-просветителями, стали входить в противоречие с официальной идеологией. Все эти факторы привели к тому, что развитие гуманитарных наук не имело столько простора и свободы, сколько было характерно для естествознания. Но несмотря на это в российской гуманитарной науке определялись приоритетные области развития – изучение отечественной истории, начиная с Ломоносова, Татищева, попыток Екатерины II, капитальных трудов курского купца И.И. Голикова («Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» в 30 томах), экономиста и историка М.Д. Чулкова («Историческое описание российской коммерции»), а также семитомной «Истории российской» М.М. Щербатова – идеолога дворянской аристократии – и исторических работ И.Н. Болтина, направленных на критику исторической концепции Щербатова за возвеличивание заслуг дворянства в развитии страны.
Кроме развития отечественной истории, крупных успехов в XVIII в. добилась русская материалистическая философия (Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий), для которой была характерна резкая критика религии, господства церкви, утверждение веры в разум и справедливость.
Вообще следует отметить, что совершенно особую роль в развитии науки и просвещения в истории отечественной культуры сыграл Московский государственный университет, основанный в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. Московский университет отличался прогрессивностью и демократичностью.
Все достижения в области науки и просвещения естественным образом сказались на дальнейшем развитии отечественной техники. Характеризуя ее уровень, важно остановиться на открытиях, сделанных в этой области. Российский самородок И.И. Ползунов создал проект и построил первую паровую машину; И.П. Кулибин стал изобретателем различных механизмов, машин, часов, оптических приборов, прожектора, повозки-самоката (правелосипеда), лифта, механического протеза ног, сеялки, судно-водохода, идущего против течения, автором проекта деревянного и металлического одноарочного моста через Неву и т.д.; мастер К.Д. Фролов изобрел гидравлическую машину; купец Р.А. Глинков – многоверетенную прядильную машину, гребнечесальное приспособление для льна; купец Т.И. Волосников стал пионером русской автоматики, приняв эстафету из рук А.К. Нартова.
Статьи по теме
Отделка помещений бельэтажа архитектором К.И. Росси
В 1817году К.И. Росси было поручено заново отделать дворец к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной Александрой Федоровной. Хотя капитальных переделок во дворце он не производил, все возобновлен ...
Живопись
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.).
В этот сложный период для страны, для живописцев ...
Начало творческого пути
Сандро Боттичелли (настоящее имя художника - Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Но ...