Общая духовная атмосфера, естественно, нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Господствующим направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей – долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.
В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору – сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.
Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Крылова (басни и пьесы) и Капниста (комедия «Ябеда»).
В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, отчасти присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств – это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.
Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе влияет на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, ассамблей, маскарадов, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили любовь, забота и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения – хранительницы семьи.
Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.
Русское искусство XVIII в. приобрело подчеркнуто светский характер. Направления развития архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства определялись потребностями и запросами царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, загородная, усадебная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание монументальности и изящности, красоты и простоты, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика. Над ним возвышался купол или ротонда (Дом Пашкова – арх. В.М. Баженов, здание Сената в Кремле – арх. М.Ф. Казаков, ныне Совет Министров СССР, его же здание Московского университета на Моховой). В Петербурге – это архитектурные сооружения И.Е. Старова (Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры), Д. Кваренги (Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт). Идеи классицизма, воплощенные в каменных постройках крупных городов, оказали огромное влияние на загородное строительство в Царском Селе, в Павловске и деревянное зодчество усадеб (Кусково, Останкино и др.). Развитие живописи также определялось потребностями аристократии украшать свои дворцы, особняки, усадьбы. Классицизм здесь проявился в типичном выборе мифологических и исторических сюжетов и тем, в парадно-торжественном их оформлении. Ведущим жанром эпохи стал парадный портрет (Д.Г. Левицкого «Екатерина-законодательница», парадный портрет князя Куракина кисти В.Л. Боровиковского).
Так же, как и в литературе, в живописи рядом с классицизмом соседствовал сентиментализм: отчасти в портретах Левицкого – воспитанниц Смольного института, в большей степени – в женских портретах крепостного художника И.П. Аргунова и в знаменитых портретах Боровиковского княжны М.И. Лопухиной и А.И. Безбородко с дочерьми.
Статьи по теме
Русский балет С.П. Дягилева
К началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В сере ...
Культура второй половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция ...
Литература
Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием "серебряного века". Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, "всеобщая ...