Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (Автопортрет с женой).
Крупнейший портретист того времени Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.
Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа (портрет М.И. Лопухиной).
В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.
В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.
Театр. Музыка. Балет. В 1702 году по велению Петра был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. В начале XVIII века продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I. Петровский официальный театр распался на несколько театров.
В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания.
В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.
В конце XVIII века возник крепостной театр – дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т. Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета были И.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была А. Собакина.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. В последней трети XVIII века формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным жанром становится опера (Д.С Бортянский – «Сокол», «Сын-соперник»).
На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.
Статьи по теме
Возрождение библиотеки
Однако история Александрийской библиотеки на этом не заканчивается. В конце 80-х годов уже прошлого ХХ века у всемирной организации ЮНЕСКО родилась идея воссоздать это чудо света. 12 февраля 1990 г. в Асуане в присутствии глав государств ...
Языческая культура начала Х века
Первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей, было полюдье. Недаром это русское слово вошло и в язык греческого цесаря, и в язык скандинавских саг. Полгода в году кие ...
«Авангардное искусство» и политика
Вообще-то сложно называть нефигуративное искусство «авангардом», поскольку оно старо как мир. Мужчины перед охотой изображали диких зверей, вполне реалистически, но в ритуальных целях, дабы обеспечить успех будущего предприятия. Женщины, ...