Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древнейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукописном характере.
Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с распространением христианства и славянской письменности. Христианство – письменная религия. Возникновение и развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и распространении христианского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой её возникновение было в значительной степени подготовлено высоким уровнем развития устного народно – поэтического словесного творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора, литература формировалась иным типом мышления, на иной эстетической основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его среда обетования была гораздо шире среды обетования литературы. Литература – продукт деятельности не всей, а только образованной части общества.
Как область умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была связана с философско – мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосредованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный метод отражения бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от научно – познавательного метода по причине синкретизма средневекового личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было тесным образом связано с развитием философскомировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литературного процесса необходимо не только исходить из смены и взаимоотношений исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей связи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть философско – мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литературного процесса средневековья.
Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10 – 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сотворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. Оттуда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в обратной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы «замыкает» икону. Благодаря обратной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы взгляд Создателя.
«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» этими словами из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в «Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисотлетнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характера.; от духовности к душевности.
В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», говорит Иоанн Дамаскин.
Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творение. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружающий мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца, вершина его творения, и тем он возвышается над сотворённым видимым миром.
Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопределено. Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаимосвязаны между собой, каждое из них происходит повелением свыше. Такой взгляд на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской Руси – «Повести временных лет» первом отечественном летописном своде, составленном около1113 года мономахом Киево – Печерского монастыря Нестором.
В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и византийские хроники, тексты Священного писания и народные предания и легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составителей.
«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
Следует отметить, что историческая тематика занимает в древнерусской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых дошедших до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона «Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами, сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, прежде всего, церковной литературой, и стала формировать свою собственную. Конечно же, жанры церковной литературы занимали в древнерусской письменности этого периода ведущее место, однако заметно и значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской литературе на протяжении многих столетий доминировала историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во многих своих разновидностях: воинской повести, историческом сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них входили в состав летописей, как изумительная по мастерству описания «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещённая в «Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и позднее включались в сборники или своды.
«Слово о полку Игореве» самая крупная жемчужина древнерусской словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической силой.
К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую иерархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доминировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исторические повести, слова, послания и так далее.
Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древнерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззренческой системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство раскрытия смысла, обретения истины, уступил место реалиям. Накапливаемый практический опыт дал толчок познавательному мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к изменению в 14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился, наконец, на человеке.
Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писателей и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир глазами обыкновенного человека. В результате значительных изменений в мировоззрении, в центре внимания литературы оказался человек. Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям человека, отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная оценка писателя происходящих событий. Наряду с официальной государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях переводится разнообразная средневековая научная литература, развиваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к своему историческому прошлому. Появляется осознание неповторимости эпох и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностного начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по поводу тех или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться особенности индивидуального стиля писателя.
Не случайно в этот период появляются первые профессиональные писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профессионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополитом, Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
Расширение кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерусской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произведениях.
17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые представления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуляризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое стихотворство.
Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – открытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в литературе 17 века.
Литература подошла к новому периоду в своей истории.
Статьи по теме
Скульптура и живопись
Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин пот ...
Информационные технологии в научных исследованиях
Информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний. Сегодня традиционные методы информационной поддержки научных исследований, которые заключались в основном в к ...
Развитие иконописи в Невьянске
За 300 лет сюда не могли не проникнуть новгородские, северные, а затем московские и поволжские иконы. Конкретно сказать об этом в настоящее время весьма непросто: первые иконостасы не уцелели, исчезло большинство документов, хранивших ист ...