Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научными открытиями и общим расширением кругозора. Великие географические открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с системой Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, начальный период развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа (1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах предметы объединяются, важным фактором становится свет, падающий на предметы.
Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества, умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризуют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавшего значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бейерен был художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живописец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчества он создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изобилие природы, яркая, жизнеутверждающая сила материи прославляются Снейдерсом в его многочисленных, огромных по размеру композициях, предназначенных для украшения дворцов фламандских вельмож.
Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символическое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих портретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лотто, Бронзино.
Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Франсиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое представление о том, как испанский художник не только виртуозно передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет большим духовным смыслом.
К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которого обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зрителем.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи (1452 –1519) итальянского живописца, скульптора, архитектора, учёинженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях.
К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель Пополо в Риме.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живописец, рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные и исторические композиции. Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает пространственную глубину, светотень выступает как средство раскрытия психологических коллизий.
Статьи по теме
Искусство Нидерландов XV в
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. &qu ...
Портретный жанр
В портретном жанре живопись закрепила особый тип человеческого лица – достойного и благородного, осознающего собственные возможности и исполненного волей творца своей судьбы. Ощущение человеческого достоинства нашло отражение уже в искусс ...
Древнеегипетский рельеф
Большое место среди памятников Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Существовало два вида рельефа: более распространенный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверхность камня, служивша ...