На современном этапе развития российского общества наблюдается многокрасочная социальная картина, состоящая из различных групп молодежи. Все эти группы в той или иной степени представляют собой молодежную субкультуру, с определенными ценностями, установками, способами поведения.
Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Представители субкультур используют свои особенные формы кодирования культуры и создают семиотическое разнообразие в ней. Именно в молодежной субкультуре создается не только своеобразный вербальный язык общения, но и невербальные каналы коммуникации, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и многое другое. В неформальных объединениях молодежной субкультуры заложен семиотический потенциал.
Главной характеристикой молодежных субкультур (панков, готов, байкеров) выступают: протест, несогласие, активная оппозиция всему обществу. Одним из основных средств манифестации молодежь выбирает внешний вид: одежду и различные атрибуты - кардинально меняющиеся с приходом каждой новой субкультуры. Каждая молодежная субкультура имеет свои индивидуальные знаки, символы, которые выполняют роль самоидентификации, самовыражения и манифестации.
Актуальность данной темы продиктована современной политической, экономической и социокультурной ситуациями в российском обществе. Молодые люди в демократическом государстве получили свободу самовыражаться, используя при этом самые различные способы и средства: начиная с внешнего вида заканчивая свободой художественного творчества. Широкое и многостороннее развитие способов проявления, самоидентификации, выражения идей порождает не только новые формы, но и разнообразие знаково-символического содержания, изучение которого приближает к пониманию молодежных субкультур как феномена современной культуры.
Исследование знаково-символического поля современной культуры, воплотившегося особым образом в молодежной среде, помогает осмыслить суть преемственности и развития социокультурных процессов, проследить воплощение и трансформацию универсальных символов культуры. Каждый символ при этом несет информацию, как о положительных, так и отрицательных тенденциях развития, которые важно выявить и объяснить.
Важность этого вопроса предполагает необходимость комплексного изучения проблемы. В частности, в процессе данного исследования была предпринята попытка дополнительного практического исследования символов молодежного творчества.
Семиотический подход к исследованию современных молодежных субкультур становится важнейшим в современной культурологической науке.
Основным научным трудом, используемом в данном исследовании, стало этнографическое исследование Щепанской Т.С. "Символика молодежной субкультуры". Молодежная субкультура здесь анализируется как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их проявления в функционировании и развитии конкретного культурного сообщества - хиппи. Щепанскую интересовало, каким образом символика сообщества организует его жизнь. В этом плане ее работа предоставляет уникальную информацию о процессах кодирования и символизации в культуре, их роли, значении, функциях, проявляющихся в жизни субкультурного сообщества.
Интересна работа Хойбнера Т. "Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки". Автор рисует пеструю историческую картину молодежного конформизма с момента зарождения до наших дней, прослеживая смену идей, течений, тенденций в молодежной среде.
Теоретической базой исследования явилась работа Бодрийяра "Система вещей" - монография, посвященная семиотике целой сферы современного общественного быта - потребления товаров, вещей. Главная задача книги - описать систему знаков и социокультурных механизмов, которыми они регулируются.
Ценный фактологический материал дают социологические исследования, посвященные современным молодежным субкультурам: О. Гертман "Молодежная (контр) революция", А. Туркатенко "Молодежные субкультуры сегодня". Авторы характеризуют субкультуры с точки зрения идей, музыкальных предпочтений и внешнего образа, рассматривая молодежную субкультуру как контркультуру.
Хапаева Д. ("Готическое общество: морфология кошмара") дает обширную информацию о субкультуре готов, выделяет также ее семантико-эстетическую сторону. В работе Колесовой Д. "Панки, хой!", автор рассказывает об истории возникновения идеи протеста панковского движения, о музыкальных предпочтениях, стиле и образе жизни. Новиков О.Г. в статье "Иерархия и власть в российской мото-субкультуре" характеризует иерархические порядки в среде байкеров, описывает символику байкерских клубов.
Вопросами современного молодежного творчества посвящены следующие работы: Е. Павщук "Татуировка", М. Медникова "Уроки нательной живописи".
Исследование проведено с целью выявления и осмысления имиджевой манифестации молодежной субкультуры на современном этапе развития России.
Предметом исследования избраны имиджевые манифестации молодежных субкультур на современном этапе развития России.
Объектом курсовой работы является молодежная субкультура, а также научные исследования, касающиеся различных проблем молодежной субкультуры, продукты художественного творчества, социологические данные. В исследовании применялись семиотический, системный, сравнительно-исторический методы. Качественный метод социологического исследования: интервью.
Статьи по теме
Постмодернизм в кино
Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер ...
Роль христианства в становлении древнерусской
культуры
В VI в. в Среднем Поднепровье оформляется мощный союз славянских племен, принявший, как предполагают, имя одного из них - народа рос или рус. На основе этого союза в IX в. в результате объединения племен полян, ильменских славян, родимиче ...
Каменное зодчество
Зодчество XVII в. отличается прежде всего нарядным декоративным убранством, свойственным зданиям различных архитектурно-композиционных конструкций и назначения. Это сообщает постройкам данного периода в качестве некоего родового признака ...