«Божественную пропорцию» использовали при возведении величественных греческих храмов, пирамид.
Одно из семи чудес света - египетские пирамиды. Эти фигуры поражают своими размерами, совершенством геометрических фигур.
Исследователи довольно подробно изучали пирамиду Хеопса - угол наклона граней пирамиды равен 51051/, tg 51051/ = 1,27306 или отвечает отклонению высот пирамиды к половине ее основания, что очень близко к корню квадратному золотой пропорции = 1,27202. Высота пирамиды ОН - 318 локтей, сторона основания АВ - 500 локтей, апофема боковой грани ON = 404,5 локтя (рисунок 4).
MN=AB;
Как видно, отклонение длины апофемы боковой
грани к половине стороны ее основания отвечает золотой пропорции. Два других отношения равны .
Исследователи предполагают, что основным исходным элементом геометрии пирамиды Хеопса является треугольник в ее вертикальном сечении, в котором выполнялись выше указанные отношения, треугольник основанный на золотой пропорции. [8]
При рассмотрении поверхности пирамиды можно придти к следующим результатам: поверхность состоит из четырех треугольников и квадрата основания. Основания треугольника 500 локтей, апофема 404,5 локтей, длина боковых ребер 475,5 локтя: 404,5 : =1,618. Площадь основания равна 250000 квадратных локтей; площадь боковой грани равна 101125 квадратных локтей; площадь четырех граней равна 4101125=404500 квадратных локтей; отношение площади четырех граней к площади основания равно 1,618. Пирамида свидетельствует о знании египтянами золотой пропорции, равной 1,618, однако трудно предполагать, что египтяне знали и выражение для золотой пропорции , знали число «» и соотношение между числом и золотой пропорцией. [11]
не только в пирамиде Хеопса, но и во многих других пирамидах (Хефрена, Снофру и др.) можно обнаружить отношения равные .
Великолепные памятники архитектуры оставили зодчие Древней Греции. Среди них первое место по праву принадлежит Парфенону – храму Афины. Работы шли с 447 до 434 года до н.э. Для создания гармоничной композиции на холме, его строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.
Как указывает Г.И.Соколов протяженность холма перед Парфеноном, длины храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки золотой пропорции. При взгляде на Парфенон от места расположения пропилеи, отношения массива скалы и храма также соответствуют золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.
Геометрия архитектуры храма очень непростая - в ней почти отсутствуют прямые линии, поэтому проводимые замеры неоднозначны, но все они при составлении определенных пропорций образуют золотое сечение.
По данным Н.Н.Бруно высота Парфенона высота 3-х ступеней основания и колонны 38,2; высота перекрытия и фронтона 23,6 футов. 100/61,8=61,8/38, 2=38,2/23,6=
Многие исследователи стремились раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию. В работе В. Смоляка, посвященной изучению пропорций Парфенона, установлен закономерный ряд золотых пропорций: 1:, где .
Кроме присутствия золотой пропорции есть и другие особенности, которые делают это храм неповторимым. Греческие архитекторы стремились приблизить формы храма к природе, где отсутствуют прямые линии,
Места для зрителей имели два яруса: первый – 34 ряда мест, а второй – 21 ряд. Их отношение 34/21=1,619. Раствор угла, охватывающего пространство между театропом и скемой (пристройка для переодевания актеров и хранения реквизита), делит окружность основания амфитеатра в отношении 137,5 : 222,5, что равно 1 : 1,618 . Это соотношение углов реализовано практически во всех античных театрах.
Статьи по теме
Русский театр
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным.
С большим успехом шли на сцене такие драматическ ...
В звуковых сетях «соцреализма»
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил постав ...
Система записи Древне-Египетской музыки
В результате развития вокальной музыки возникла необходимость найти соответствующую форму изображения для каждого звука музыкальной гаммы. Поскольку запись словесных текстов возникла много раньше музыкальной, для фиксации звуков позднее ...