Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический период, достигла апогея в классический и получила преобразование в эллинистический период.
Истоки такого понимания свободы обычно объясняют особенностями природы, ландшафта, формировавших установки греков: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего. Грек никогда не чувствовал себя потерянным в окружающем мире, который всегда представал перед ним стройно расчлененным естественными границами: небольшие долины, невысокие горы, море, наполненное хорошо видимыми островами. И в этом мире, сомасштабном ему, он занимал место хозяина, дарованное богами.
В соответствии с таким пониманием свободы формировалась и государственная система: не единое государство, как на Востоке, с претензиями на мировое господство, а отдельные государства в тех границах, которые определили природа и родовая организация. Называясь полисами, эти города-государства жили своей жизнью, имея свой диалект, своих богов и героев, календарь и монету. Однако это не мешало им долгое время ощущать себя одним народом - эллинами (от древнего названия Греции - Эллада).
В систему ценностей свободного грека входили неразрывная связь с полисом, органичная включенность в него, надежность и защищенность существования, наличие широких возможностей для самореализации и в собственном совершенствовании, и в изменении своего социального, положения. Способность жить «по природе» и «по установлению» была предметом гордости свободного человека. Именно эта способность определяла неспешный образ жизни грека.
Античный грек вставал с рассветом и приветствовал восходящее солнце, затем завтракал, выпивая кубок вина и съедая кусок хлеба, и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, каждый свободный гражданин находился с утра в городе, проводя время в общении, которое происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, в парикмахерских. Люди легко вступали в контакт, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались. Многие проводили полдня в народном собрании. Слушать ораторов, выступать против того, что не нравится, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники.
Так проживал свой день обычный гражданин полиса классического периода.
Именно в это время отмечался взлет и интенсивное развитие всех видов и жанров искусства. Не было счета трагедиям и комедиям. Активно заявляло о себе изобразительное искусство. Существовали специальные здания для хранения картин (пинакотеки), время от времени устраивались выставки и обсуждения, привлекавшие множество знатоков живописи и ваяния. При этом подавляющая масса произведений искусства была включена в повседневную жизнь афинянина. Плутарх утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы - мир искусства был живым миром.
В IV в. до н.э. Эллада пережила политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх. Эллинистический период принес принципиально новое представление о свободе. До определенного времени грек не испытывал потребности в пристальном вглядывании в себя, в анализе мотивов своего поведения, в оценке своих поступков, отсутствовала необходимость в самоанализе, поскольку и ценности, и поведение греков были предопределены извне, сообществом, в котором он жил. Видимо поэтому не было в греческом языке слова «совесть», а Сократа, впервые заговорившего об этом, обвинили в поклонении «чужим богам» и казнили.
Теперь же после крушения полисной системы главным стержнем становится понимание того, что казавшиеся ранее безграничными возможности человека на самом деле ограниченны. И ограничителем выступало устройство самого полиса. Стали очевидными новые горизонты. Гражданин полиса уступил место космополиту. При том, что появилось много новых возможностей путешествовать, заниматься предпринимательством, наконец, разбогатеть, появилось и развивалось чувство неуверенности в завтрашнем дне, ставшее для греков доминантой этого периода. Это и заставило их обратиться к своему внутреннему миру, чтобы разобраться в происходящем и решить, как сохранить хотя бы внутреннюю свободу.
Статьи по теме
Этика речевого общения
Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретны ...
Предыстория славянской письменности
«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, офор ...
Искусство Пскова
Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Являясь в первые века своего существования «пригородом» Новгорода, подчиняясь ему в политическом и церковном отношении, Псков находился и под влиянием ...