Идея свободы Греции

Материалы » Идея свободы и художественная культура Греции » Идея свободы Греции

Страница 1

Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический период, достигла апогея в классический и получила преобразование в эллинистический период.

Истоки такого понимания свободы обычно объясняют особенностями природы, ландшафта, формировавших установки греков: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего. Грек никогда не чувствовал себя потерянным в окружающем мире, который всегда представал перед ним стройно расчлененным естественными границами: небольшие долины, невысокие горы, море, наполненное хорошо видимыми островами. И в этом мире, сомасштабном ему, он занимал место хозяина, дарованное богами.

В соответствии с таким пониманием свободы формировалась и государственная система: не единое государство, как на Востоке, с претензиями на мировое господство, а отдельные государства в тех границах, которые определили природа и родовая организация. Называясь полисами, эти города-государства жили своей жизнью, имея свой диалект, своих богов и героев, календарь и монету. Однако это не мешало им долгое время ощущать себя одним народом - эллинами (от древнего названия Греции - Эллада).

В систему ценностей свободного грека входили неразрывная связь с полисом, органичная включенность в него, надежность и защищенность существования, наличие широких возможностей для самореализации и в собственном совершенствовании, и в изменении своего социального, положения. Способность жить «по природе» и «по установлению» была предметом гордости свободного человека. Именно эта способность определяла неспешный образ жизни грека.

Античный грек вставал с рассветом и приветствовал восходящее солнце, затем завтракал, выпивая кубок вина и съедая кусок хлеба, и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, каждый свободный гражданин находился с утра в городе, проводя время в общении, которое происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, в парикмахерских. Люди легко вступали в контакт, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались. Многие проводили полдня в народном собрании. Слушать ораторов, выступать против того, что не нравится, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники.

Так проживал свой день обычный гражданин полиса классического периода.

Именно в это время отмечался взлет и интенсивное развитие всех видов и жанров искусства. Не было счета трагедиям и комедиям. Активно заявляло о себе изобразительное искусство. Существовали специальные здания для хранения картин (пинакотеки), время от времени устраивались выставки и обсуждения, привлекавшие множество знатоков живописи и ваяния. При этом подавляющая масса произведений искусства была включена в повседневную жизнь афинянина. Плутарх утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы - мир искусства был живым миром.

В IV в. до н.э. Эллада пережила политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх. Эллинистический период принес принципиально новое представление о свободе. До определенного времени грек не испытывал потребности в пристальном вглядывании в себя, в анализе мотивов своего поведения, в оценке своих поступков, отсутствовала необходимость в самоанализе, поскольку и ценности, и поведение греков были предопределены извне, сообществом, в котором он жил. Видимо поэтому не было в греческом языке слова «совесть», а Сократа, впервые заговорившего об этом, обвинили в поклонении «чужим богам» и казнили.

Теперь же после крушения полисной системы главным стержнем становится понимание того, что казавшиеся ранее безграничными возможности человека на самом деле ограниченны. И ограничителем выступало устройство самого полиса. Стали очевидными новые горизонты. Гражданин полиса уступил место космополиту. При том, что появилось много новых возможностей путешествовать, заниматься предпринимательством, наконец, разбогатеть, появилось и развивалось чувство неуверенности в завтрашнем дне, ставшее для греков доминантой этого периода. Это и заставило их обратиться к своему внутреннему миру, чтобы разобраться в происходящем и решить, как сохранить хотя бы внутреннюю свободу.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Кинематограф
В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм "Стенька Разин", а всего до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалас ...

Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов ...

Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в москве
Таким образом, когда в 90-х годах XIV в. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложились новые животворные традиции, что и позволило ведущим столичным мастерам избежать эпигонского подражания великому византийцу. Приезд в Москву Феофа ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация