Идея свободы Греции

Материалы » Идея свободы и художественная культура Греции » Идея свободы Греции

Страница 2

Таким образом, благодаря потере выстроенной всем сообществом свободы для всех, произошел «великий поворот» к новому пониманию свободы для отдельного человека. Новыми идеологами, сформулировавшими новые ценности, стали киники и стоики, чьи воззрения легли в основу римской философии.

Выразителем этих направлений в изобразительном искусстве были великие мастера IV в. до н.э. - Пракситель и Скопас.

Пракситель (около 390 - 330 гг. до н.э.) - скульптор, представитель поздней классики. Он был мастером божественных образов: «Сатир, наливающий вино», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Эрот». Наиболее известна его скульптура обнаженной Афродиты, которая получила название «Афродита Книдская». Пракситель впервые обнажил Афродиту. Только ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежд. Она будто только что вышла из воды, прикрываясь руками, блестя чистотой, белизной паросского мрамора. Улыбка, волосы, взгляд, брови - превосходили все, что ваяли до этого скульпторы. В этом прелестнейшем из чудес Греции было соединение живой величавости с негой чисто южного характера.

Позднее она стала символом Книда - ее начали изображать на книдских монетах. А вифинский царь Никомед предлагал за ее уступку выплатить все государственные долги книдян.

Пракситель свои фигуры, высеченные обычно в теплом, нежно светящемся мраморе, отдавал для подцветки. Они мягко тонировались воском и оживлялись легким цветом. Одна из его работ дошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Утрачены только ноги и кисть руки Гермеса, державшего виноградную гроздь. Фигура овеяна атмосферой неги.

Пракситель выработал утонченный идеал красоты. Он владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой достигал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда.

Под его резцом прежде прекрасная форма искажается - страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо.

Раньше греческая эстетика вообще исключала страдания. Мастера V в. до н.э., изображая чувства, сохраняли неприкосновенным лицо или незначительно искажали его черты, поднимали брови, напрягали лоб. И вот фундаментальный нравственный принцип древнегреческого искусства оказался нарушен. Теперь же страдание проникло в самую суть человеческого существа. Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его груди вырывается стон. Знаменитая «Вакханка» (или, иначе, «Менада») - небольшая статуэтка служительницы культа Диониса - представляет Скопаса мастером новых пластических решений. Полуобнаженная, в дикой пляске фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении. Вакханка охвачена страстью - разрывает на части животное, в котором видит воплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогда прежде в греческой скульптуре таким образом не выражался.

Скопас разработал принципы круглой скульптуры: понять идею автора можно, только обойдя «Вакханку» кругом. Не менее известны другие работы Скопаса: «Потос», «Мелеагр».

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Характеристика стилистики отделки интерьеров в конце начала XIX века
В этой главе мною предпринята попытка анализа литературы, касающейся убранства интерьера начала XIX века с целью выявления основных особенностей и тенденций в его отделке. «Искусство отделки интерьера – это и вполне определенные пропорци ...

Культура первобытного общества
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), ...

Литература
В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для мног ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация