Книга может быть произведена по заказу, но может быть куплена и уже готовой. Цены на книги варьировались, однако книги всегда почитались предметами роскоши и потому были дороги. Это подтверждается, помимо всего прочего, тем фактом, что книги часто перечисляются в числе военных трофеев. Справедливо предположить, что коллекционирование книг было в Средние века в высшей степени дорогостоящим увлечением.
В отличие от современности, в древние века книги имели целый ряд различных функций. В зависимости от предназначения книги и вкусов заказчика существенно варьировались внешний вид и содержание книги. В соответствии с менявшимися категориями основных пользователей книги можно условно выделить до восьми функциональных типов книг: это книги для миссионеров, императоров, монахов, студентов, аристократов, священников, собирателей, и просто „книги для всех”.
Первая группа содержит книги, непосредственно связанные с христианской доктриной, толковательные и иллюстративные по своему содержанию, такие как Библии, Евангелия, Псалтири, комментарии на эти книги, а также книги, содержащие практические указания для священнослужителей. Эти книги использовались в ходе миссионерской деятельности (например, в Англии) в VII-IX вв. Р.Х.
Следующим шагом в истории книгопроизводства было появление богато украшенных роскошных кодексов, изготовленных для королей и императоров. Такие книги выставлялись на всеобщее обозрение с целью вызвать восхищение богатством и набожностью правителей. Эти книги можно счесть выгодным капиталовложением, призванным укрепить престиж правителя среди его современников. Роскошные кодексы, особенно популярные в VIII-XI столетиях, были частью королевских сокровищниц и часто исполняли роль дипломатических даров, посылаемых в отдаленные страны.
„Золотой век” монастырских книг настал в XII веке, когда монастырские библиотеки были основными получателями комментированных библий, отдельных библейских книг, сочинений отцов Церкви, произведений античных и современных авторов, научных работ и учебников, сводов монашеских правил, бревиариев, псалтирей, градуалов, антифонариев и других литургических книг.
Возникновение и рост университетов и соборных школ в XIII веке вызвал потребность в новых книгах, особенно в учебниках, для использования в научных и образовательных целях. Это были богословские труды, библейские глоссы и толкования, юридические тексты и учебники права, дидактические поэмы, труды по астрономии и книги о природе, исторические сочинения, а также пересмотренные и унифицированные тексты Священного Писания. Спрос на такие книги привел к возникновению профессиональной книготорговли, центрами которой были крупнейшие средневековые университеты в Париже, Болонье и Падуе.
Уже в XIII веке известны многочисленные иллюминованные манускрипты светского содержания, но в следующем столетии они появляются в действительно огромном количестве: хроники королевских династий, моралистические сочинения, кулинарные книги, книги о турнирах и куртуазные романы. Эти книги предназначались для юных аристократов и представляли собой поучительные образцы, по которым надлежало строить жизнь аристократа. Среди таких книг для самообразования встречаются разнообразные шансоны и романы, отчеты о путешествиях, античные сюжеты, жития святых, „зерцала”, истории и мировые хроники.
В конце XIV века появляется своеобразный тип книги, именуемый „модельной книгой”. Такие книги обычно связывают с именем определенного художника, они подписаны и содержат изящные высококачественные рисунки, как если бы они были „портфолио”, сделанным для представления высокородному патрону с целью заслужить заказ на ту или иную работу.
Лучшим примером книг, используемых благочестивыми людьми позднего Средневековья в частной молитве, являются часословы. Будучи книгами, востребованными как простолюдинами, так и аристократами, часословы сохранились в огромном количестве во всех частях средневековой Европы. Священники, так же как монахи, активно пользовались церковно-литургическими книгами, известными еще со времен раннего Средневековья: Библия, бревиарий, миссал, Псалтирь, градуал. Помимо этого, священники прибегали также к новым типам книг: наставлениям в пастырской службе, моралистическим трудам о грехах и добродетелях, покаянным книгам, коллекциям проповедей и иллюстративным образовательным книгам, таким как „Библия бедных”, „Зерцало человеческого спасения”, а также к книгам о вовлечении мирян в страдания Христа, таким как „Подражание Христу” Фомы Кемпийского.
Статьи по теме
В звуковых сетях «соцреализма»
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил постав ...
Изображение святого Георгия в эпоху Возрождения
Несмотря на отличительную черту эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм, в это время существовало много сюжетов и на религиозную тематику. Образ св. Георгия встречается в творчестве П. Уччелло, Р. Санти, В. Кар ...
Культура второй половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция ...