Появляется и другой тип миниатюры, занимающей целый лист и тяготеющей к форме картины, обрамленной рамкой, например, миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.), которые свидетельствуют о том, что к кон. VI в. сложились определенные типологические особенности в оформлении книг Нового Завета, получившие дальнейшее развитие в византийском искусстве. Для них характерно наличие образов евангелистов, изображений важнейших евангельских событий, соответствующих годовому кругу праздников; сравнительные таблицы параллельных текстов из Евангелий (канонов) стали украшаться декоративной рамой в виде триумфальной арки. К данному виду рукописей относятся также Евангелие (Paris. Syr. 33, VI в.); Библия с 23 изображениями пророков (Paris. Syr. 341, VII в.); созданное в Италии латинское Евангелие с 2 листовыми миниатюрами с изображением евангелиста Луки и евангельских сцен (Cambr. Corpus Christi. Ms. 286, 600 г.); Евангелие, украшенное таблицами канонов (Vat. Lat. 3806, VI в.); Пятикнижие Ашбернема, созданное в Италии или Испании, с большими миниатюрами, включающими многочисленные сцены, которые сопровождаются комментариями (Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI - нач. VII в.).
Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для многих монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христианской традиции прообразовательное значение (напр., Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В качестве примеров, прямо указывающих на иллюстрации Библии как источник, можно назвать серебряный реликварий из музея Брешии (360-380), в рельефах которого представлены история Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаики центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440).
Иллюминированные Библии в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось несколько подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230).
Лицевые Библии были широко распространены в западноевроп. искусстве. В отличие от византийских библейских книг латинские иллюстрированные Библии включали, как правило, полный объем ветхозаветного текста Вульгаты и книги Нового Завета. Число иллюстраций со временем увеличивалось. Библии в IX в. имели иллюстрации ветхозаветной части от книги Бытие до Пророков, в Новом Завете помещалось изображение Христа во славе с символами евангелистов, апокалиптического Агнца, Св. Троицы (Lond. Add. 10546; Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура - Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв. преобладало орнаментальное украшение книг, хотя создавались отдельные рукописи с иллюстрациями в лист (Эрланген, библиотека университета. 121, XII в.). Наибольшую популярность лицевые Библии получают в искусстве готики. Изящные фигурки и целые сцены вписываются в инициалы, украшенные искусно выполненными орнаментальными мотивами, схожими с витражами готических храмов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и: 288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. была создана т.н. Нравоучительная Библия, состоявшая из циклов миниатюр с краткими пояснительными текстами, содержащая более 5 тыс. рисунков (напр., Толедо, сокровищница собора, ок. 1230). В XIV в. получает распространение иллюстрированная Библия бедных. В XV-XVI вв. с началом книгопечатания появляются Библии с гравированными иллюстрациями, напр., изданные Г. Цайнером (Аугсбург, 1475), Сензеншмидтом и Фриснером (Нюрнберг, 1475), Пфланцманном (Аугсбург, 1475), они сопровождались 57 иллюстрациями. Издания Г. Квентеля (Кёльн, 1478-1479) и А. Кобергера (Нюрнберг, 1483) имели более 100 иллюстраций. Последующие издания, использовавшие резные доски Кёльнской Библии, выходили в Аугсбурге, Страсбурге и Гуттенберге.
Статьи по теме
Архитектура, скульптура и живопись
Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта, как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
Архитектура «Град Амона», « ...
Культура и религия, их взаимосвязь
Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. ...
Национальная татарская одежда
В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рук ...