Древнейшие русские Евангелия-апракос - Остромирово Евангелие (РНБ. F. п. I. 5, 1056-1057 гг.) и Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син. 1203, до 1117 г.) - украшены изображениями евангелистов (в Остромировом Евангелии нет миниатюры с евангелистом Матфеем, но для нее оставлено место), орнаментальными заставками и инициалами.
Итак, оформлением книги занимались специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне, работавшие в монастырских скрипториях бок о бок с писцами, также обычно монахами. Миниатюристы оформляли огромное количество манускриптов, необходимых для совершения литургической службы, богословских штудий или индивидуальной религиозной практики, равно как и многих других книг, составлявших книжность той эпохи, включая светские сочинения античных авторов. Иллюстраторы часто распределяли работы между собой. На разных этапах над одной и той же миниатюрой работали разные члены ателье.
С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесняли текст на второй план. Элементами декоративного оформления средневековой рукописной книги были инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу.
При иллюстрировании книг использовалось множество технологий и это требовало специализации различных дисциплин уже на ранних этапах работы. Разные художники и ремесленники выполняли техническую подготовку пергамена и чернил, смешивание красок, золочение, дизайн композиции и выполнение рисунка, нанесение одного цвета за другим, филигранную и орнаментальную роспись, полировку и т.д.
Сюжеты библейских миниатюр четко выстраиваются в три группы: "исторические миниатюры", "нравоучительные миниатюры" и "пророческие миниатюры".
Завершая исследование, можно прийти к выводу, что древние рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.
Задачи исследования выполнены:
· Изучена литература по теме исследования
· Определены функции древневековх книг;
· Рассмотрены материалы и технологии изготовления рукописной книги;
· Выявлено, кто занимался оформлением древних книг;
· Охарактеризованы особенности оформления древних книг;
· Указаны технологии иллюстрирования книг в Средние века;
· Изучено оформление древних Библий.
Цель исследования достигнута - иллюстрации в древневековых книгах изучены с позиций методов, технологий их выполнения.
Рис.1. Миниатюра Линдисфарнского Евангелия
Рис.2. Разворот Евангелия Годескалька. 781-783 годы.
Рис.3. Линдисфарнское Евангелие
Рис.4. Страница из Часослова герцога Беррийского
Рис.5. Рукописный инициал из Евангелия. Бавария, XI в.
Статьи по теме
Об искусстве Врубеля
Прочность и неисчерпаемость творчества Врубеля связана с питанием от вечного источника природы, натуры. Зависимость от этого источника бывает очень непростой, сложноопосредствованной — так и у Врубеля,— но она непременно должна быть: нико ...
Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания,
искусство
Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о « ...
Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
На рубеже 18-19 веков в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества, преодолению рационалистических ориентиро ...