Высокий голос с эмоциональным интонированием произносимого считается женственным. Немецкие исследователи (Kotthoff, 1994) обнаружили, что женщины, занимающие высокие посты, стараются в своей речи подобного интонирования избежать. Высокий голос и эмоциональное интонирование в мужском исполнении, по крайней мере, в европейских культурах ассоциируются с сексуальными отклонениями (например, речь Бориса Моисеева).
В связи с ритуализацией пола важное значение приобретают гендерные стереотипы - стандартные мнения о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. "Стереотип - это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах" (Quasthoff, 1973).
Естественно, что стереотипы очень упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно. В той или иной степени стереотипы-предрассудки воздействуют на каждого человека. Согласно укоренившимся представлениям женщинам в обществе приписывается меньшая ценность, чем мужчинам. От них ожидается в первую очередь материнство.
В отношении женщин типичны следующие стереотипы (они часто выступают в виде народной мудрости в пословицах и поговорках).
1. Слабый, нелогичный ум и инфантильность в целом, отнесение к категории не вполне дееспособных лиц:
Волос долог, а ум короток;
О сложном деле, требующем рассудка, говорят: "Это тебе не веретеном
трясти" (имплицируется понятие "женская работа ума не требует").
2. Вздорный и непредсказуемый нрав:
Ехал бы прямо, да жена упряма.
3. Опасность, коварство:
Жена ублажает, лихо замышляет.
4. Болтливость.
У баб только суды да ряды.
В этой связи процессу женского говорения приписывается малая ценность. Примечательно, что сочетание слов женщина и говорить практически не встречается в русских пословицах, собранных в словаре Даля (Кирилина, 1997).
Женщины брешут, метут языком, бредят, талдычат, врут, сплетничают.
5. Женщины и женская деятельность противопоставлены мужчинам и мужской деятельности как правильное и неправильное. Оппозиция "правое - левое" как "правильное и неправильное", "норма и отклонение", свойственная многим культурам, явственно прослеживается и в русской.
Важную роль в тиражировании гендерных стереотипов играет реклама. Широкое распространение рекламы в России совпало с огромными
переменами в жизни общества и в определенной степени отразило их. В какой степени это касается гендерных стереотипов? В советский период средства массовой информации и вся государственная идеология в целом прославляли женщину-мать и одновременно труженицу. Сексуальные аспекты практически полностью замалчивались. Плакаты идеологизированного содержания изображали мужчин и женщин, увлеченных трудом, как правило, парами или двух мужчин и одн женщину. Лица их выражали высокую степень сознательности и трудовой энтузиазм.
Аналогичные стереотипы тиражировались в кино, газетах и журналах. Многие иностранцы, приезжая в СССР, отмечали "деэротизированность" уличного оформления по сравнению с западным. В постперестроечный период эти черты исчезли. Произошла эротизация женщины в средствах массовой информации и в рекламе. Главным фактором, определяющим ценность женщины, становится внешность. Женщина в сегодняшней рекламе выступает как объект мужской сексуальности, как домохозяйка и в очень незначительной степени как профессионал. К этому добавляется неоднократно отмеченная в разных работах агрессивность отечественной рекламы. В сочетании с тиражированием стереотипов сексуальности это приводит к негативным последствиям для женщин.
Статьи по теме
История возникновения гравюры
Что такое гравюра? Оттиск на бумаге или заменяющих ее материалах, сделанный с деревянной, металлической или каменной доски, специальным образом обработанной мастером и покрытой краской. Таково самое общее определение гравюры с точки зрени ...
Понятие культурно-исторического типа
Типология изучаемых явлений - одна из важных задач науки. Поскольку объект науки постоянно изменяется, существует в разных формах, то наука стремится открыть во всех его проявлениях общие свойства, упорядочить многообразие вариаций. Для э ...
Языческая культура начала Х века
Первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей, было полюдье. Недаром это русское слово вошло и в язык греческого цесаря, и в язык скандинавских саг. Полгода в году кие ...