Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для последующих поколений поэтов. В античности происходит выделение художественной литературы из общей массы словесности. Литература впервые осознает себя именно в качестве литературы, и внешним проявлением этого процесса становится формирование специальной теории литературы.
Основная цель этой теории состояла в вычленении эстетического критерия, обособляющего группу истинно литературных произведений от остальных. В качестве такого критерия в первую очередь рассматривалась словесная организация текста, особый характер языка, придающий произведению красоту, ясность, единство и способный вызвать эмоциональную реакцию читателя или слушателя. «Ведущей категорией поэтики становится стиль (в широком объеме этого понятия): если предыдущая стадия художественного сознания была «эпохой авторитета», то эта может быть названа «эпохой стиля». Происходит выделение художественной формы как признака ведущего от содержания как признака вторичного и обусловленного традицией. Подобное отвлечение легче совершается там, где материал содержания организован логически (красноречие) или психологически (лирика). Художественная литература стремилась, с одной стороны, отмежеваться от своих архаических предшественников (эпос), а с другой, от произведений прагматического содержания (речи, трактаты, исторические сочинения).
Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию, всякое свободное социально-политическое творчество. Наиболее удобной формой изображения бытовых проблем стала так называемая новоаттическая комедия, талантливым представителем которой был Менандр Афинский (кон. IV — нач. III в. до н.э.). Он написал свыше ста комедий, из которых полностью до нас дошла лишь одна — «Человеконенавистник». Герои комедий Менандра заняты исключительно своими личными интересами. Созданные вскоре после смерти Александра Македонского, в атмосфере грандиозных событий мирового масштаба, комедии Менандра никак на них не откликаются.
Аполитичность эллинистической литературы проявилась и в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV — 1-я пол. III в. до н.э.), создателя жанра идиллии — жанра мирового значения, прошедшего через Средние века. Ренессанс и Новое время. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, привлекали внимание поэтов и их поклонников еще многие — многие столетия.
Другим распространенным жанром эллинистической литературы, где также процветало изображение быта, был греческий и римский роман. Некоторые романы дошли до нас целиком: «Дафнис и Хлоя» Лонга (рубеж II—III вв.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (рубеж II—III вв.).
Предпринимались попытки возродить эпическую литературу. Апполоний Родосский (ок. 295—215 до н.э.) написал поэму «Арго-навтика» в подражание героическому эпосу. Его последователь Риан Критский (рубеж II—III вв.) описывал Мессенские войны VIII — VII вв. до н.э. (Мессения — плодородная область в юго-западной части Пелопонеса). Появились и подражания дидактическому эпосу Гесиода: известна астрономическая поэма Арата «Явления», в которой излагался материал сочинений Евдокса и Теофраста.
Статьи по теме
В. Верещагин
Просветительская направленность русского искусства второй половины XIX в. отчетливо проявилась в творчестве крупнейшего русского баталиста В.В. Верещагина (1842-1904). Отношение к искусству прежде всего как к средству познания действитель ...
Содержание творческих работ
В работах мы решили показать специфику жанра и его разнообразные стороны. Так, наиболее доступными способами мы решили передать разнообразие форм, цветов, ритмов.
Хотя творческие работы объединены общей сюжетной линией, они показывают на ...
Представители русской иконописи
Андре́й Рублёв (около 1340/1350 — 17.10.1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церко ...