Эллинистическое искусство

Материалы » Искусство Древней Греции » Эллинистическое искусство

Страница 1

Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для последующих поколений поэтов. В античности происходит выделение художественной литературы из общей массы словесности. Литература впервые осознает себя именно в качестве литературы, и внешним проявлением этого процесса становится формирование специальной теории литературы.

Основная цель этой теории состояла в вычленении эстетического критерия, обособляющего группу истинно литературных произведений от остальных. В качестве такого критерия в первую очередь рассматривалась словесная организация текста, особый характер языка, придающий произведению красоту, ясность, единство и способный вызвать эмоциональную реакцию читателя или слушателя. «Ведущей категорией поэтики становится стиль (в широком объеме этого понятия): если предыдущая стадия художественного сознания была «эпохой авторитета», то эта может быть названа «эпохой стиля». Происходит выделение художественной формы как признака ведущего от содержания как признака вторичного и обусловленного традицией. Подобное отвлечение легче совершается там, где материал содержания организован логически (красноречие) или психологически (лирика). Художественная литература стремилась, с одной стороны, отмежеваться от своих архаических предшественников (эпос), а с другой, от произведений прагматического содержания (речи, трактаты, исторические сочинения).

Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию, всякое свободное социально-политическое творчество. Наиболее удобной формой изображения бытовых проблем стала так называемая новоаттическая комедия, талантливым представителем которой был Менандр Афинский (кон. IV — нач. III в. до н.э.). Он написал свыше ста комедий, из которых полностью до нас дошла лишь одна — «Человеконенавистник». Герои комедий Менандра заняты исключительно своими личными интересами. Созданные вскоре после смерти Александра Македонского, в атмосфере грандиозных событий мирового масштаба, комедии Менандра никак на них не откликаются.

Аполитичность эллинистической литературы проявилась и в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV — 1-я пол. III в. до н.э.), создателя жанра идиллии — жанра мирового значения, прошедшего через Средние века. Ренессанс и Новое время. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, привлекали внимание поэтов и их поклонников еще многие — многие столетия.

Другим распространенным жанром эллинистической литературы, где также процветало изображение быта, был греческий и римский роман. Некоторые романы дошли до нас целиком: «Дафнис и Хлоя» Лонга (рубеж II—III вв.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (рубеж II—III вв.).

Предпринимались попытки возродить эпическую литературу. Апполоний Родосский (ок. 295—215 до н.э.) написал поэму «Арго-навтика» в подражание героическому эпосу. Его последователь Риан Критский (рубеж II—III вв.) описывал Мессенские войны VIII — VII вв. до н.э. (Мессения — плодородная область в юго-западной части Пелопонеса). Появились и подражания дидактическому эпосу Гесиода: известна астрономическая поэма Арата «Явления», в которой излагался материал сочинений Евдокса и Теофраста.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Дворцовая культура
Влияния этих вкусов не избегает и дворцовая культура. В Евангелии 1678 года, вложенном царем Федором Алексеевичем в кремлевский Верхоспасский собор (ГОП) земной жизни Христа иллюстрируют тысяча двести миниатюр, над созданием трудились сем ...

Поздние картины. Проповеди Саванаролы. Закат творчества художника
В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце 15 века. Еще при жизни Лоренцо В ...

Культура эпохи Возрождения и реформации
Возрождение, или Ренессанс (франц. renaissance - возрождение), - это культурно-историческая эпоха, охватывающая период со второй половины XIV до конца XVI века. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация