Эллинистическое искусство

Материалы » Искусство Древней Греции » Эллинистическое искусство

Страница 3

А.Ф. Лосев предлагал употреблять термины «личность» и «безличие» в двух аспектах: широком (общеупотребительном) и узком (теоретическом)'. При широком понимании термина «личность» имеется в виду такая категория, которая свойственна всем типам культуры. В этом смысле и вся античная культура тоже пронизана личностным началом. О чем говорит переход от общественно-родовой организации общества к рабовладельческой? Конечно же о прогрессирующем развитии личности, поскольку общинно-родовые отношения не давали простора для чисто индивидуальной инициативы. Весь эллинистическо-римский период античной культуры, занимающий целое тысячелетие, тоже обычно характеризуется как период углубленного субъективизма в отличие от объективистской и потому более холодной классики.

Что же такое личность не в широком смысле этого слова, но в самом узком и специфическом? Личность — это прежде всего единственность и неповторимость. Будучи неповторимой, личность обязательно есть соответствующее самоотношение. Она отличает себя от всего другого и также внутри себя соотносится сама с собой. И совершается это не так, чтобы кто-то другой сравнивал одну личность с ее окружением или разные моменты личности сравнивал между ними самими внутри личности. Все эти отношения устанавливает сама же личность, устанавливает мыслительным и эмоционально-волевым образом. И, наконец, соотнося себя с собой самой и со всеми другими, личность видит всех тоже в качестве личностей, приписывая ту или иную степень личностного существования — от нулевой степени личности до бесконечной личности. Обыкновенное понимание личности всегда есть нечто среднее между отсутствием личности, ее нулевой степенью и между личностью вообще, предельным, абсолютным обобщением личности. Личность есть только там, где имеется тождество общего и единичного, т.е. личность не может пониматься только как индивидуальность.

Античность почти совсем лишена всяких интуиций личности в узком смысле — субстанциальной личности. Античные боги представляют собой только обожествление сил природы. А это значит, что античным богам и героям свойственна только такая личность, которая не субстанциальна, а всего лишь идеальна или материальна. Например, бог моря Посейдон есть не личность, а абстрактная обобщенность всего того, чем является море.

Вся античная теология интеллектуалистичная, но не персоналистичная. Личность, не сводимая к природе, возникла не раньше средневекового монотеизма или возрожденческой абсолютизации земного человека. За личностями же эллинистически-римского периода в качестве окончательной причины и цели фиксировался чувственно-материальный и обязательно внеличностный космоло-гизм. Его не нарушала даже переживаемая страстность и взволнованность. В самый трагический момент своей судьбы Медея у Сенеки восклицает: «О хаос, хаос!» Герои Данте или Шекспира уже не будут взывать к первобытному хаосу, от которого они чувствуют себя совершенно свободными, связывая свою судьбу либо с абсолютной личностью монотеизма, либо с абсолютизированной человечески-земной личностью.

Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана не утратили своего художественного и человеческого значения до наших дней; многие из них с неизменным успехом идут в театрах мира, ибо обращены к вечным проблемам, волнующим человека. Стихотворные произведения Гесиода, Алкея, Сапфо по-прежнему удивляют тонким лиризмом и мастерством. Архитектура поражает своим изысканным изяществом и логической завершенностью форм.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Змееборческий мотив в творчестве Пушкина
В своем творчестве к змееборческому мотиву Пушкин обращался, несколько раз. В пьесе "Борис Годунов" (1825г.) важны мотивы, проходящие как бы между прочим. В середине драмы есть сцена 13, "Ночь. Сад. Фонтан". Здесь про ...

Исторические факторы формирования деструктивных политических систем
Никому не секрет, все развалы, которые были спровоцированы со стороны, является ни чем иным как желанием установить, свою власть, подчинить сознание людей на легко управляемые психотипы потребителей или как в древние времена – превратить ...

Боголюбово
Поселок Боголюбово расположен в 14 км восточнее города Владимира, на холмистой гряде вдоль старого русла реки Клязьмы. Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским как княжеская резиденция Боголюбов-город, как "пригород&qu ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация