А.Ф. Лосев предлагал употреблять термины «личность» и «безличие» в двух аспектах: широком (общеупотребительном) и узком (теоретическом)'. При широком понимании термина «личность» имеется в виду такая категория, которая свойственна всем типам культуры. В этом смысле и вся античная культура тоже пронизана личностным началом. О чем говорит переход от общественно-родовой организации общества к рабовладельческой? Конечно же о прогрессирующем развитии личности, поскольку общинно-родовые отношения не давали простора для чисто индивидуальной инициативы. Весь эллинистическо-римский период античной культуры, занимающий целое тысячелетие, тоже обычно характеризуется как период углубленного субъективизма в отличие от объективистской и потому более холодной классики.
Что же такое личность не в широком смысле этого слова, но в самом узком и специфическом? Личность — это прежде всего единственность и неповторимость. Будучи неповторимой, личность обязательно есть соответствующее самоотношение. Она отличает себя от всего другого и также внутри себя соотносится сама с собой. И совершается это не так, чтобы кто-то другой сравнивал одну личность с ее окружением или разные моменты личности сравнивал между ними самими внутри личности. Все эти отношения устанавливает сама же личность, устанавливает мыслительным и эмоционально-волевым образом. И, наконец, соотнося себя с собой самой и со всеми другими, личность видит всех тоже в качестве личностей, приписывая ту или иную степень личностного существования — от нулевой степени личности до бесконечной личности. Обыкновенное понимание личности всегда есть нечто среднее между отсутствием личности, ее нулевой степенью и между личностью вообще, предельным, абсолютным обобщением личности. Личность есть только там, где имеется тождество общего и единичного, т.е. личность не может пониматься только как индивидуальность.
Античность почти совсем лишена всяких интуиций личности в узком смысле — субстанциальной личности. Античные боги представляют собой только обожествление сил природы. А это значит, что античным богам и героям свойственна только такая личность, которая не субстанциальна, а всего лишь идеальна или материальна. Например, бог моря Посейдон есть не личность, а абстрактная обобщенность всего того, чем является море.
Вся античная теология интеллектуалистичная, но не персоналистичная. Личность, не сводимая к природе, возникла не раньше средневекового монотеизма или возрожденческой абсолютизации земного человека. За личностями же эллинистически-римского периода в качестве окончательной причины и цели фиксировался чувственно-материальный и обязательно внеличностный космоло-гизм. Его не нарушала даже переживаемая страстность и взволнованность. В самый трагический момент своей судьбы Медея у Сенеки восклицает: «О хаос, хаос!» Герои Данте или Шекспира уже не будут взывать к первобытному хаосу, от которого они чувствуют себя совершенно свободными, связывая свою судьбу либо с абсолютной личностью монотеизма, либо с абсолютизированной человечески-земной личностью.
Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана не утратили своего художественного и человеческого значения до наших дней; многие из них с неизменным успехом идут в театрах мира, ибо обращены к вечным проблемам, волнующим человека. Стихотворные произведения Гесиода, Алкея, Сапфо по-прежнему удивляют тонким лиризмом и мастерством. Архитектура поражает своим изысканным изяществом и логической завершенностью форм.
Статьи по теме
Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность, литература, архитектура
и искусство
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный ...
М. Воробьев и его школа
Довольно серьезных достижений добилась академическая школа в области пейзажа. Центральной фигурой в этом жанре был М. Н. Воробьев (1787—1855), имевший большое количество учеников. Сам Воробьев, соединив схему классицистического пейзажа с ...
Из истории возникновения
Новодевичьего монастыря
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет д ...