Поскольку художественно-творческая деятельность -- это совсем не то же самое, что деятельность по законам красоты, постольку ее корни неправомерно искать в процессе формирования эстетического сознания. С другой стороны, столь же неосновательно считать определяющей чертой искусства его изобразительное начало - ведь изображение предмета с помощью линий, красок, движений далеко не всегда имеет художественный смысл.
Вообще нужно сказать, что у искусства нет внешних материальных "опознавательных знаков", которые позволили бы отличить скульптурный портрет от гипсовой маски, или художественный рисунок от технического и т.д. Поэтому проблему происхождения искусства никак нельзя отождествлять с проблемой происхождения материальных средств и знаковых систем, которыми искусство пользуется, но которые являются для него только орудиями воплощения его специфического духовного содержания.
По-видимому, решающим признаком искусства является добываемая им и заключенная в нем специфическая художественная информация. Искусство потому и было изобретено человечеством, потому и было пронесено им через всю историю, что оно призвано вырабатывать такую информацию, которую ни один другой способ освоения мира добыть не может.
Искусство - это особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Мир человека предстает в искусстве через формы деятельности, общения и самореализации людей.
Проблема определения произведения искусства -- это прежде всего проблема определения самого искусства.
Если признать, что одним из решающих признаков искусства является добываемая им и заключенная в нем специфическая художественная информация, тогда возникает вопрос: когда и почему сложилась в обществе потребность в подобного рода информации и откуда взялась у человека способность удовлетворения данной потребности?
Проблема взаимосвязи потребности и способности является достаточно сложной, но для нас она имеет сейчас значение, поскольку сама способность художественного созидания есть не только определенное уменье, но в первую очередь специфическая одаренность, талант, гений, мы знаем онтогенетический аспект действия этого закона -- возможность обучения человека правилам и навыкам рисования, пения, письма и невозможность его обучения образному восприятию мира (как сказал Аристотель: "можно научить слагать метры, но невозможно научить слагать метафоры").Несомненно, однако, что данный закон имеет и филогенетический аспект: для того, чтобы родилось искусство, человечество должно было не просто научиться орудовать некими инструментами и с их помощью изображать видимое на камне или в глине, извлекать звуки и т.д., оно должно было прежде всего обрести способность художественно-образного восприятия действительности.
Не подлежит сомнению, что способность образно мыслить не дана человеку природой. Художественно-образное восприятие -- это не простое зрительное или слуховое ощущение, результат сложного процесса переработки ощущений человеческим сознанием. В этом легко убедится, обратившись к рассмотрению ранних из известных нам произведений первобытного искусства.
Установлено, например, что наскальные росписи и скульптурные изображения эпохи верхнего палеолита создавались не с натуры, а по памяти и не могли быть поэтому простыми копиями конкретных объектов, простым закреплением того, что художник видел. В этих рисунках и скульптурах был запечатлен не индивидуально-неповторимый облик данного зверя или данного человека, а обобщенное представление о существенных для целого вида признаках. Чтобы сделать изображение, первобытный художник должен был осуществить анализ многочисленных впечатлений, должен был мысленно вычленить общие и наиболее существенные особенности изображаемых объектов, должен был синтезировать объединить в одном образе то, что он обнаружил в различных животных и людях, должен был воссоздать в своем воображении переработанные его сознанием конкретные жизненные впечатления.
Много тысячелетий прожило человечество до того, как стали создавать произведения "искусства"; не было еще ни искусства, ни религии, потому что ни у питекантропа, ни у синантропа, ни даже у неандертальца еще не сформировались сложные психические механизмы, которые необходимы для того, чтобы из простых чувственных образов-ощущений сформировались и выросли художественно-образные представления.
Древнейший тип общественного сознания - синкретический, которое на первых порах еще не оторвалось от непосредственного, чувственного восприятия реальности и которое имело в целом ценностно-ориентационный характер, хотя и включало в себя элементы познания жизненной реальности.
Статьи по теме
Главные ценности эпохи Просвещения
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и спр ...
Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды
В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал — сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеали ...
Социализация и инкультурация
Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.
Под социализацией понимают ...