Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:
1. как идеал прогрессивного развития человечества;
2. как стадия в процессе всемирного, прогрессивного развития;
3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования.
Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.
Понятие «цивилизации» применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер – смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.
Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и «закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов. Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-Европейские цивилизации).
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Статьи по теме
Линейные теории динамики культуры
Кроме циклических в философии разрабатывались и линейные теории динамики культуры. Одна из таких теорий была предложена немецким философом-экзистенциалистом К. Ясперсом
(1883 - 1969). Основной труд Ясперса по исследованию истории культур ...
Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились в прошлом. Огромная воля, кипучая энергия и богатая иници ...
Искусство средневекового Египта
История средневекового искусства Египта начинается коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени ...