б) отражающего его субъекта (художника),
в) произведения искусства, выступающего в качестве нового объекта, так как оно становится вполне самостоятельным даже по отношению к своему создателю,
г) второго субъекта зрителя, читателя, слушателя, ради которых произведения искусства создаются и к которым они обращены.
Таким образом, если эстетическое восприятие есть замкнутая и самодовлеющая система, в которой человек переживает так или иначе явления природы, вещи и действия других людей во имя самого этого переживания, то художественное восприятие тех же объектов есть система открытая, несамодовлеющая, имеющая цель вне себя -- такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е. создание художественного произведения, которое передало бы данную информацию другим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е. внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека к деятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его не удовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие -- так возникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк и реорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человека эстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия, требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, - так рождается бережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находим подлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либо переделки. Художественному же сознанию реализационный импульс имманентен. Оно не может удовлетвориться восприятием самого прекрасного или самого величественного объекта; напротив, чем выше эстетическая ценность реального явления, тем сильнее потребность художественного сознания создать его образную модель, дабы передать другим людям то, как художник воспринимает, постигает и оценивает эту реальность.
Здесь важно отметить, что такое стремление к самообъективации присутствует в отраженном виде и своеобразно преломленном виде в потребительской форме художественного сознания, т.е. в сознании зрителей, читателей, слушателей, выступая в нем как импульс внутреннего "сотворчества", делающий каждого воспринимающего своего рода "исполнителем", "режиссером," "интерпретатором" воспринимаемого произведения, так сказать, "художником для самого себя". Это и имел в виду Станиславский, когда говорил, что существует не только талантливые актеры, но и талантливые зрители. Потому-то и нет непроходимых граней между художественным сознанием творящих и воспринимающих людей.
Предмет искусства, главный объект искусства - духовное содержание социального бытия человека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества, идеалы, психология - духовная культура данной эпохи). В содержании искусства заключено двойное знание - знание о мире и самопознание художника. Способ познания - конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке - абстрактно-логического.
Техногенная цивилизация начала свой разгон в XVIII вв. — эпоху первой промышленной революции, становления науки нового времени и ранних буржуазных революций. Однако ее предпосылки закладывались развитием европейской культуры гораздо раньше.
В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой поло вине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.
Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. В первую очередь изменилась сама историческая обстановка.
Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Статьи по теме
Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века
Как мы знаем в Югославии, после второй мировой войны, организовался своеобразный экономической строй, как принято называть социализм, социализм с правом деятельности мелким и средним предпринимателям-производственникам, с принципом деятел ...
Советская архитектура
В 30-е годы архитектура в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле " конструктивизм". Он широ ...
Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
Семиотический аспект имиджа напрямую связан со знаковым содержанием вещи. Повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия. Как ...