Художественными объединениями, возникшими позднее, объективно передвижники выступили как новаторы. Утверждая важную роль искусства, они считали ее не исключительной, а только частью духовных усилий общества на пути к прогрессу. Люди достоинства и чувства чести, они отличались живостью реакции на все талантливое и жизнеспособное. Но подлинная революционность их искусства несколько иного свойства: искусство передвижников жило думами, страстями, дерзаниями своей эпохи. От этого менялись цель и содержание искусства, пришли в движение все жанры.
Пронизанное духом освободительного движения, русское искусство второй половины XIX века ставило сложные нравственные проблемы, перекликавшиеся с революционной этической мыслью. Художники ощущают себя преемниками великих традиций прошлого и испытывают необходимость вынести свой суд о настоящем, ибо считают себя ответственными за будущее. Их творчество в гармонии с их мышлением, содержание, смысл их картин отличают глубина и многоплановость, хотя этого часто не хотят замечать те критики, которые сводят все эстетическое богатство их искусства к однозначной обличительной теме.
В свете размышлений об итогах, о будущем русского реалистического искусства, о наследовании его традиций особенное значение приобретает педагогическая деятельность передвижников. Имевшая место и раньше, она становится в девяностые годы намного обширнее. Огромным событием стал приход в реформированную Академию художеств Репина, Маковского, Шишкина, Куинджи. У передвижников много талантливых учеников. Они не были безразличны и к тому, что придет им на смену. Собрав богатую жатву, они заботились теперь о новом посеве.
«Наследование традиций», «преемственность», «итоги» – какой бы смысл ни вкладывали в эти слова сами художники, их друзья и противники, историческая оценка складывалась помимо их намерений в результате событий, выходящих за рамки собственно художественной жизни и деятельности передвижников.
Передвижничество миновало свой великий подъем. Однако в том ли исторический смысл искусства, чтобы за великим художником пришел на смену ему равный? У Италии был только один Рафаэль, у Англии только один Шекспир, у России только один Пушкин. Неповторимы Толстой, Достоевский, Суриков, Репин… Их творческое наследие образует единый могучий почвенный слой русской культуры, вскормивший могучие всходы. Его значение для будущего России – и не только России – было огромно. Это прекрасно понимало поколение людей, выступивших наследниками этой культуры. И сами передвижники не заблуждались в отношении исторического значения своего вклада.
Нельзя сказать, что проблема передвижничества широко освящается современными авторами, но периодически появляются статьи и книги о передвижниках. Передвижничество развивалось как явление живое, необычайно органичное для русской жизни, и, как во всем живом, в нем были юность, расцвет и зрелость. Поре расцвета передвижничества мы обязаны традициями гражданственности искусства, слитности этического и эстетического идеалов. И эти традиции, воплощенные в произведениях передвижников, продолжают обогащать наш духовный мир и сегодня.
Статьи по теме
Особенности китайского искусства
Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае ...
Символизм, как течение в искусстве рубежа веков
Литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX — перв. трети XX вв. Символизм возник как реакция на господство материализма, позитивизма и натурализма в Европейской культуре XIX в.
Важным источн ...
История русской живописи XVII-XVIII
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и ...