В 2007 году вышло в свет прекраснейшее издание: это энциклопедия «Русская живопись», издательство «АСТ АСТРЕЛЬ», Москва. В энциклопедии есть и словарь художественных терминов и прекрасные иллюстрации, но к сожалению статьи как и в других многочисленных книгах представляют лишь биографическое описание жизни художника и описание его работ.
Наибольший интерес для нашей работы представляет книга Э. Гомберг-Верджбинской «Передвижники» Ленинград «Искусство» 1970. Здесь более полно освящена деятельность товарищества в целом, а не только биографии отдельно взятых передвижников.
В своей работе я рассматриваю художественную жизнь России, начиная с конца 18 в. и заканчивая началом 20 в. Хотя название нашей работы «Искусство передвижников в Русском музее», охват такого периода нам необходим в работе для проведения сравнительного анализа живописного искусства разных периодов с работами товарищества.
Работы передвижников экспонировались во многих городах России и зарубежья, но я ограничиваю территориальные рамки своей работы одним единственным городом Петербургом, городом, где находится величественное здание одного из величайших учебных заведений – Академия художеств. И в этом же городе находится другое не менее прекрасное здание «Михайловский дворец» или иначе «Русский музей».
Я не уверен, что в моей работе есть какая-то новизна, хотя перебрав немало литературы, я нигде не обнаружил, где шло бы сравнение стилей в художественных работах разных периодов.
Я думаю, что данную работу можно применить как путеводитель по залам передвижников в Русском музее. Хотя для того, чтобы работа стала таким путеводителем, ее необходимо дополнить рассказами о каждом произведении в отдельности.
В данной работе передо мной поставлена цель – рассказать о работах передвижников в Русском музее, что я и попытаюсь сделать. Моей задачей является подробнейшее освещение особенности русской культуры II половины 19 в., того периода, когда было создано товарищество.
Мне также необходимо определить, какую роль занимали передвижники в культуре России, каковы были черты и значение передвижников для культуры России и каково влияние передвижников на последующие стили. Одной из основных задач является описание работ передвижников, находящихся в залах Русского музея, а также рассказать о работах передвижников, которые появляются на антикварном рынке.
В данной работе мы рассмотрели развитие критического реализма в русской живописи, образование товарищества передвижных выставок влияние их на последующие стили. Это дает нам возможность увидеть путь развития русской живописи второй половины 19 века.
Реализм явился прогрессивным эстетическим воззрением, которому противостояла старая официальная эстетика, пропагандируемая Академией художеств, центром художественной жизни страны середины XIX века. Несмотря на все разногласия между Академией и передвижниками, нельзя отрицать тот факт, что первая сыграла огромную роль как школа профессионального мастерства, дав достаточные знания своим ученикам. Благодаря знаниям, полученным в Академии художеств, передвижники сумели создать свои замечательные полотна. С окончанием преподавания старой техники живописи, когда Академия отошла от обучения строгим канонам классицизма, мы можем наблюдать спад профессионализма у художников-реалистов. Как бы ни был восхвален и известен художник, в его работах уже не прослеживается то реальное сходство с объектом изображения, как это было у тех, кто учился по старым канонам классицизма. Отойдя от этих канонов, российская живопись потеряла очень много.
И к началу 20 в. живопись становится бездушной и зритель в этих работах уже не узнает знакомые пейзажи, видит лишь изображения каких-то объектов, написанных скорее не как законченное произведение, а как этюд к работе. В таких произведениях нет жизни, нет той чувственности, какие были в работах передвижников, показывавших всю красоту и природы, и человека. В работах передвижников и приверженцев канонов классицизма была жизнь, в портретах их работы была душа, в пейзажах был запах леса, моря, скошенного сена, зритель чувствовал все это. Живопись начала XX века авангардизм, абстракционизм является мертвой, бездушной и уродливой. Ценность живописи передвижников в том, что ее может понять любой человек. Она на сегодняшний является эталоном живописи. Недаром на антикварном рынке живопись передвижников и художников старой академической школы является одной из самых дорогих и самых покупаемых.
Передвижники посвящают людей в мир справедливого и прекрасного, во многих пробуждают художественное призвание. Искусство передвижников говорит ясным, простым языком. Эти художники в своих произведениях создали эпопею народной жизни. Их произведения не утратили своей силы воздействия и в наши дни: они приносят эстетическое наслаждение, возвышают мысли и чувства, имеют огромную познавательную ценность. История товарищества тесно связана с историей России, и эта глубокая связь – одна из главных особенностей движения передвижников по сравнению с некоторыми другими.
Статьи по теме
Итальянское Возрождение
По обилию талантливых мастеров, размаху художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное вли ...
Происхождение балета как придворного зрелища
В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.
Мастерство ранних итальянских учителей та ...
Храм Посейдона
Как рассказывает Платон, на акрополе был храм, посвященный одному Посейдону. Он имел 193 м в длину (1 стадий), 96 м в ширину (3 плетра) и «соответствующую высоту». Платон рассказывает: « . всю внешнюю поверхность храма они выложили серебр ...