Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи – путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.
У дошкольников нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идет параллельно с накоплением знаний и умений.
Цвета подразделяются на ахроматические цвета (белые и черные). Они различаются по светлоте. Все цветные краски называются хроматическими. Цвета могут быть либо теплыми, либо холодными. Также при работе с натюрмортом мы сталкиваемся с явлением – контраст. Всякий ахроматический цвет в окружении более темного светлеет, в окружении более светлого темнеет. Это светлотный контраст. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящегося цвета называется цветовым контрастом.
Цветовой тон – это признак цветности, по которому один цвет отличается от другого. Светлота – отличие по светлоте, насыщенность – степень выраженности того или иного цветового тона. Полутон – промежуточная часть формы между светом и тенью.
Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами. Одним из таких материалов является акварель.
Акварельная живопись: акварель – водяные краски, от французского aguarell, от латинского agua – вода. Бывает твердая – в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая – в тюбиках. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой.
В акварели используется два способа работы:
Лессировка – наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается.
Алла прима – все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Также называется «работа по сырому».
Высветление насыщенного тон происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета.
Следующим живописным материалом является гуашь – французское слово gouache – непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения.
Существуют различные виды натюрмортов:
1. натюрморт из гипсовых геометрических тел.
2. натюрморт из предметов быта, простых по форме.
3. натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете.
4. натюрморт из предметов, близких по цвету.
5. натюрморт из предметов контрастных по цвету.
6. натюрморт из темных предметов.
7. натюрморт из белых предметов.
8. натюрморт в интерьере.
9. натюрморт на пленэре.
Таким образом, натюрморт как вид изобразительного искусства имеет свои особенности. В обучении старших дошкольников искусству натюрморта, для более доступного, систематичного понимания ими этого вопроса, необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее, и развиваются и обновляются и в настоящее время.
Статьи по теме
Франция
Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его ...
Пейзажная живопись
Наиболее яркими представителями пейзажной живописи второй половины XVIII в. являются Ф.Я. Алексеев (1753/54–1824) и Сем. Ф. Щедрин (1745–1804).
Семен Щедрин вошел в историю русского искусства прежде всего как автор изображений окрестност ...
Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние
творчества Андреа Верроккьо и первые работы
Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую монаха-кармелита Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу. Фра Филиппо Липпи создавал жизнерадостные образы, отмеченные естественностью, при этом не отступая ...