Великим правителям прошлого, которые при жизни славились могуществом и богатством, и которым нечего было желать, поскольку у них было все, не давала покоя единственная мечта. Они мечтали быть правителями и в ином мире, куда попадает душа после смерти тела. И готовы были ради этого на все. Таким правителем был и первый император Китая Цинь Шихуанди.
Он планировал свою гробницу с самого первого дня после своей коронации. Амбиции императора были по меньшей мере грандиозными. Желая остаться в истории навечно, он приказал построить для себя погребальный комплекс, не имеющий аналогов по своему масштабу и великолепию в мире. По мере того, как Цинь Шихуанди завоевывал и присоединял все новые и новые территории, работы над усыпальницей расширялись. Строительство комплекса гробницы Цинь Шихуанди длилось с 246г. до н.э. до 208г. до н. э. Комплекс гробницы сооружался 38 лет потом и кровью неимоверного числа людей. Известно, что на одном из этапов строительства число рабочих достигло 700 тыс. человек, и это в те далекие времена, когда общая численность населения царства Цинь составляла всего 20 млн. человек! «В ходе археологических изысканий было установлено, что комплекс гробницы в плане представляет собой квадрат со стороной 7, 5 км общей площадью 56,25 кв. км. Сооружена гробница у подножия горы Лишань более чем в 20 км от г. Сианя в провинции Шэньси». [2] Гробница строилась для императора, который даруется Небом раз в тысячелетие, и, как и сам Цинь Шихуанди , поражает своей уникальностью. На постройку гробницы ушла 1/3 государственной казны. Со времен первого китайского императора никто не пытался устроить свои похороны с таким размахом. В этом погребальном комплексе воплотилась идея мощи государства и неограниченной власти императора. Комплекс включал в себя подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища воинов, боевых коней и колесниц, выполненных в натуральную величину, как бы преграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В настоящее время в открытом доступе находятся примерно две тысячи терракотовых воинов Цинь Шихуанди. Пока обнаружена лишь малая толика статуй воинов и боевых коней, составляющих часть комплекса гробницы Цинь Шихуанди, но уже сейчас эту находку расценивают как чудо.
«В могилах были найдены свыше 300 предметов культуры, включая бронзовые, золотые и нефритовые изделия. Среди них в центре внимания ученых находится множество бронзовых колокольчиков, которые в древнем Китае отражали высокое социальное положение усопших. Археологи говорят: комплекс гробницы Цинь Шихуанди слишком грандиозен, чтоб раскрыть все его тайны. Если работать традиционным способом, то на раскопки всего комплекса потребуется, как минимум, 200 лет. Пока неизвестно, сколько еще чудес скрывает гробница Цинь Шихуанди, и как долго останется непотревоженным сон загадочного Подземного дворца.» [8]
В 1987 году гробницы были внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Этот подземный дворец считают "8-м чудом света".эПериметр "внутреннего города" достигает 3870 м, а "внешнего" - 6321 м. В настоящее время от земляных стен остались лишь подземный фундамент и кое-где фрагменты стенной кладки. На территории "внутреннего города" находились дворец- опочивальня и боковой зал. Цинь Шихуанди был первым из древних правителей Китая, который приказал построить дворец-опочивальню у своей могилы. Впоследствии его примеру следовали и другие китайские императоры. Опочивальня - главный зал гробницы, где молился и почивал дух императора Цинь Шихуанди. Боковая пристройка служила ему местом отдыха и трапезной. Внутреннее убранство повторяло роскошь залов императорского дворца, которым пользовался Цинь Шихуанди при жизни. Подробное описание дворца и колоссальной насыпи над ним принадлежит отцу китайской истории Сыма Цяню. В описании указывается, что «мавзолей был сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемости расплавленной медью. Комплекс был спланирован в виде дворца и включал большой зал-усыпальницу императора и сто вспомогательных помещений. Поразителен интерьер главного зала. Потолок символизирует небесный свод и украшен множеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Саркофаг был сделан из чистого золота. Многие помещения наполнены драгоценностями и различными предметами искусства. Пол выполнен в виде рельефного макета Китая — с горами, долинами, морями и реками, наполненными ртутью.» [4] В 80-е гг. ХХ в. ученые исследовали пробы почвы с участка холма прямо над Подземным дворцом. Анализ показал, что в центре холма, действительно, есть зона площадью примерно в 12 тыс. кв.м с необычно высоким содержанием ртути. Похоже, открытие ученых подтверждает правдивость исторических летописей о существовании "ртутной реки".
Статьи по теме
История и культурное наследие Греции
Греция – колыбель европейской цивилизации. Греция – это страна, где Эрос (бог любви) встречает Софию (богиню мудрости). Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский. Греческие мыслители и ученые заложили основы научных знан ...
Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT династий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что только в пирамидном ансамбле ...
Итальянское искусство эпохи Возрождения
В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности.
Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения.
Масштабы величайшего расцвета итальянског ...