Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Материалы » Культура индустриальной эпохи » Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Страница 1

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет­рии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания про­изведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве­дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети­ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде­лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ­лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при­знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от­носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла­женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо­вался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченнос­ти, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за­тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес­страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопреде­лили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman — роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей­ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу­азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут­верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь­ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла­сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже­ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек­тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов­ка, в которой действовали герой.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распрос­траняется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литера­туру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем ро­мантизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

«Сороковые, роковые…»
Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др. ), где война уже ...

Вклад мыслителей эпохи возрождения в понимание культуры
Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Возрождение по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европ ...

Новгородская школа
В русской иконописи 14-15веков были, строго говоря, только три крупные школы - новгородская, псковская, московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отличены чертами школьной общности. Счастливо избегши т ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация