Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Материалы » Культура индустриальной эпохи » Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Страница 4

В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин — представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная сис­тема хозяйствования и в сферу общественного производства включаются са­мые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и пред­мет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и об­щественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы чело­веческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет ис­кусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, по­истине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сфор­мировался как направление в 30—40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлени­ем в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капита­листических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталис­тического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, ли­цемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780—1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии ив 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую поли­тику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Полити­ческая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783—1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — твор­чество Оноре де Бальзака (1799 —1850). По замыслу Бальзака его главное про­изведение — эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническо­му труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В на­ чале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвен­го», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развер­нувшуюся в Англии в XVII—XVIII вв.

Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812— 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литера­туры, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Иконописцы и иконописные мастерские Тюмени
Как говорилось ранее, наряду с Тобольском иконопись развивалась и в других городах Сибири. В 1711 переписными книгами Тюмени как мастеровые люди-иконописцы отмечены М.Ф. Стрекаловский, и конный казак Кательников. Кроме того, в Тюмени икон ...

Флорентийская школа XV век
В архитектуре Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. В светской архитектуре ...

Последние годы великого художника
Долгое напряжение, томительное погружение в мир «демонического» не прошли для него бесследно. После окончания картины что-то ломается в его душе. Он меняется буквально на глазах. Куда-то уходят его интеллигентность, дух, интеллект. Он ста ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация