Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Материалы » Культура индустриальной эпохи » Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Страница 5

Д. Б. Шоу — один из учредителей и первых членов социалистического «Фа­бианского общества, создатель драм-дискуссий, в центре которых — столкно­вение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этичес­ких проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл плев», «Пигмалион»), традиционности пред­ставлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реа­лизма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого италь­янского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с италь­янским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крес­товом походе»}. В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Бит­ва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Пред­ставления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объеди­нение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

Проблемы социального неравенства — содержание опер Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых выражена лиричес­кая сторона творчества великого маэстро. Героико-историческая тема реали­стически воплощена в операх «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос».

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличает­ся от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствован­ными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Бертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л, Дели­ба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен~Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие пережи­вания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты — Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, опер­ная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской опе­ры. В 1856 г. была об­разована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступа­ет период, вошедший в историю под назва­нием английского му­зыкального Возрожде­ния, — повышается интерес композиторов к национальной тема­тике.

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в жи­вописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средства­ми, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832—1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»)^ затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая стра­ница в истории французского критического реализма — его последняя карти­на «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования. Пред­восхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («А-жантей»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Искусство
Итальянцы не восприняли ломаный силуэт готического храма, так хорошо вписавшийся в природу и миросозерцание людей на севере от Альп, и создали свой собственный стиль архитектуры, основой которого стало соединение колонны с полукруглой арк ...

Об искусстве Врубеля
Прочность и неисчерпаемость творчества Врубеля связана с питанием от вечного источника природы, натуры. Зависимость от этого источника бывает очень непростой, сложноопосредствованной — так и у Врубеля,— но она непременно должна быть: нико ...

Из истории возникновения Новодевичьего монастыря
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет д ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация