"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного положения семьи".
Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.
Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей повозки до замужества.
"Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)".
Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств невесты.
Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.
"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы".
Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или отрицательный ответ.
Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).
Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.
Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.
Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.
Статьи по теме
Искусство Германии во второй половине XV в
Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописны ...
Искусство Пскова
Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Являясь в первые века своего существования «пригородом» Новгорода, подчиняясь ему в политическом и церковном отношении, Псков находился и под влиянием ...
Новгородское зодчество XIV—XV
веков
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходят весьма важные для его дальнейшего развития процессы. Меняются материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом фо ...