Гениальный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал новую науку - почвоведение. Ученый научно классифицировал почвы. его труд "Русский чернозем" до сих пор остается классическим в мировой науке изучения почв.
В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н.Г.Чернышевский, А.П. Щапов, Г.А. Лопатин, П.Л. Лавров критиковали попытки оправдать существования самодержавия, угнетения народа.
Сергей Михайлович Соловьев создал капитальный многотомный труд "История России с древнейших времен", где по-новому осмыслил историю Отечества.
Николай Иванович Кареев русский историк, изучавший проблемы всемирной истории. Особую известность ему принесли работы по аграрной истории Франции второй половины 16 века., и по истории Великой французской революции.
В 60-е годы 19 века сложилась литературно - философское течение, которое получило название "почвенничество". Его главными представителями, проповедовавшими православное миросозерцание и идею самобытности и особой исторической миссии России, стали А.А. Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М. Достоевский.
Одним из видных членов кружка "почвенников" был Николай Николаевич Страхов. Взгляды журналиста и философа отразились в его книгах "Мир как целое", "Борьба с Западом в русской литературе", "Из истории русского нигилизма". После смерти А.А. Григорьева и Ф.М. Достоевского, он подпал под влияние Л.Н. Толстого.
Я думаю наиболее видной фигурой "почвенническом" кружке, его организующим центром был писатель Федор Михайлович Достоевский. Он внес немалый вклад в историю русской философской мысли. Свои философско-мировозренчиские позиции он выразил не толко в "Дневнике писателя" (серии оригинальных философских эссе), но и в литературных произведениях, таких ка "Братья Карамазовы", "Бесы", "Идиот" и другие.
Основные идеи "почвенников" были выражены на страницах журналов "Время" и "Эпоха" издаваемых братьями Достоевскими. В этих журналах сотрудничили все представители этого течения.
Оценивая роль и значение "почвенничества" в истории русской культуры, религиозный философ В.В. Зеньковский заметил, что оно стало началом "нового периода в истории русской мыслит" - периода расцвета праваславного миросозерцания.
Господствующим направлением в русской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивной литературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Щедрин, А.П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, но каждый по-своему, через призму своего восприятия.
В тематическом многообразии художественной литературы России этого периода выделяются произведения о народе, прежде всего о крестьянстве. "Пора прекратить любезничанье с народом",- провозгласил в 1860 г. Н.А. Добролюбов. В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцов, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации.
Статьи по теме
Отношение просветителей к религии
Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встре ...
Внутренне убранство дворянской усадьбы
Свободное время (“время хочу”) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь все должно быть иным, желаемым, а не должным. "Иное" поведение выражается в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных ж ...
Понятие, структура, функции имиджа
Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.
В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, др ...