Становление творческой индивидуальности. Второе возвращение в Москву

Материалы » Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур 20 века » Становление творческой индивидуальности. Второе возвращение в Москву

Страница 4

5. После начала Первой мировой войны в 1914 году Эрьзя вернулся в Россию. С большими приключениями пересек вражескую Германию - шел пешком, ночевал в сарае, больше суток ехал на открытой железнодорожной платформе. В Петербурге его арестовала жандармерия по подозрению в шпионаже на немцев. Из тюрьмы его выпустили только через 30 дней.

6. После освобождения Эрьзю мобилизовали в армию. Он четыре года прослужил рентгенологом в челюстном лазарете в Польше. Также изготавливал для раненых протезы носов из каучука. Один солдат, которому не понравился нос, чуть было не убил мордовского гения. Зимой на морозе лицо пациента покраснело, а нос остался белым - это привело раненого в ярость.

7. В 1919 году Эрьзя был назначен директором школы искусства в Екатеринбурге. Через три года Москва прислала группу крайне революционных художников, которые отстранили скульптора от руководства и уничтожили все собрание картин, в том числе его полотна.

8. В 1926 году Эрьзя выехал с выставкой скульптур в Париж. Газета французских коммунистов «Юманите» назвала его вторым Роденом. Мастер не вернулся в СССР после командировки. Поиски материала - дерева кебрачо и альгарробо - привели его в Аргентину, где он прожил 24 года.

9. В 1947 году Эрьзя предложил советскому правительству организовать в Москве музей своих скульптур. Через несколько месяцев он получил приказ немедленно выехать в Москву. По окончании сборов выяснилось, что пароход уже ушел. Советский посол заверял, что отправка пройдет незамедлительно, но в ожиданиях прошло два года. Кончились деньги, мастер не мог продавать свои работы, поскольку все они были оформлены в собственность СССР. Хозяин дома в Буэнос-Айресе через суд выселил Эрьзю за неуплату долгов. Мастер уговорил отсрочить «приговор», обещая заработать денег на новой выставке. Как только он распаковал скульптуры, из Москвы пришло распоряжение немедленно грузиться на пароход для отправки в СССР.

10. В ноябре 1950 года Степан Эрьзя прибыл в Москву и понял, что здесь его никто не ждет. В комитете по культуре Совнархоза его работы нашли «не советскими». Признания в Советском Союзе мастер добился лишь спустя четыре года…."

Степан Эрьзя - наша национальная гордость. Сотрудники Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, который в последние годы носит имя скульптора, стараются бережно хранить его уникальные произведения и пропагандировать его творчество.

Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. Анализируя программу под руководством Б.М. Неменского, можно смело сказать, что эта книга знакомит с опытом педагогов, достигших наиболее успешных результатов в освоении первой ступени программы "Изобразительное искусство и художественный труд" для общеобразовательной школы.

Основным показателем педагогической эффективности методики является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т.е. духовное развитие учащихся.

Методика каждого урока раскрывает особенности организации процесса воспитания, окружающей среды и искусства, руководства практической деятельностью, грамотного решения урока, обусловленного привлечением литературных и музыкальных произведений, характером взаимосвязи воспитания и созидания.

Во многих школах России выделено 2 часа в неделю на преподавание ИЗО, поэтому учителя по своему усмотрению могут каждую тему творчески интерпретировать, расширяя количество знаний в рамках учебно-воспитательных задач, названных в программе, с целью более основательного освоения учащимися художественных знаний, умений и навыков.

1 класс. «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя»

Цель уроков ИЗО в 1-м классе - приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.

Практическая деятельность ребенка направлена отражением, доступным для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Педагог рассказывает детям о том, что вся творческая деятельность художника построена на собственных наблюдениях окружающей жизни.

Работа с детьми показала, что рисунки должны выполняться на различных форматах листа, т.к. выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которой выполняется рисунок. Если для работы с техникой живописи лучше использовать большие листы бумаги, то для рисунков, выполненных в графических техниках (карандаш, тушь, восковые мелки) больше подходят небольшие форматы. Для выполнения работ в объемной пластике учащиеся применяют такие материалы, как глина, пластилин, пластика, при конструировании и аппликации - бумагу, картон, клей и т.д. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописной технике, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование). Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Философия Пиррона
Философ Пиррон (360–270), основатель школы, придя к выводу, что абсолютных знаний нет и быть не может, а значит, борьба за какие-то принципы бессмысленна, ибо никто не может быть уверен в правоте своих мнений, советовал своим последовател ...

Состояние просвещения и печати
После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифициров ...

Информационная потребность и ее исследование
Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация