Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 10

Такая скурпулезность, любовь к уюту, вещам нашла свое отражение и в бытовой картине; этот жанр также зародился в Нидерландах. Из портретного жанра вырос не только бытовой (сцены из жизни), но и пейзажный жанр. Крупнейшим мастером бытового жанра и пейзажа был нидерландский художник Питер Брейгель (ок.1525/30-1569). Немецкие живописцы не любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить человека, все вещи как они есть. Глубоко индивидуальными, очень похожими на оригиналы являются портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).

В отличие от гармонического и оптимистического итальянского искусство Северного Возрождения пронизано драматическими мотивами, необычайной экспрессивностью, унаследованной от готики. Хотя постепенно возрастает роль светских сюжетов и жанров, в условиях, предшествующих Реформации, искусство оставалось по преимуществу религиозным. Но жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее русло европейского Возрождения.

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. “reformatio" - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.

Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик в 1415 году). Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера (1483-1546), который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов с осуждением продажи индульгенций (грамот церкви об отпущении грехов). Эти тезисы, предназначавшиеся для ученого, богословского спора, очень скоро стали широко известны и вызвали неожиданно широкую и ожесточенную полемику. Лютер стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он отверг идею, что человек может достигнуть спасения пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным служением церкви; спасение возможно через личную веру, которая является божьим даром. В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения: Бог предопределяет людей к спасению, спасение вообще не зависит от усилий человека, это божья благодать.

Лютер провозгласил непререкаемый авторитет Священного писания как единственного источника веры. Он впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на духовенство и мирян, провозгласив принцип всеобщего священства: каждый верующий имеет “посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на народных языках.

В первой половине XVI века лютеранство распространяется и в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский теолог, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат “Наставления в христианской вере". Кальвин развил дальше позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни добрыми делами, никакими другими способами.

Но божественное предопределение сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание, ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и бедности, считались признаками его печальной участи.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Город атлантов - миф или реальность
Попробуем в завершение представить Матерь-город атлантов. Он подробно обрисован Платоном. Найти его следы, кольцевые каналы и мощные стены на острове Стронге-ле, не представляется возможным в связи с разрушением середины острова. Безмерна ...

Разделители, их форма
Оформление каталога необходимо для отражения его структуры, в которой решающую роль играют разделители. Если в других каталогах они лишь облегчают ориентировку, то в систематическом без них нет самого каталога, так как без ограничений дел ...

Велесова книга
Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли при христианизации Руси. В отечественной историческ ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация