Новые тенденции в развитии науки получили отражение в такой ее отрасли, как астрономия. Польский ученый Николай Коперник (1473-1543) дал первое в истории человечества математическое обоснование идеи, которая прежде высказывалась как догадка, - идеи гелиоцентризма. Земля не является центром мира и не стоит на месте, она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца, центрального тела.
Параллельно с опытным естествознанием развивается философия природы. Ее возникновение было подготовлено всем предшествующим развитием гуманистической мысли Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Расцвет философии природы приходится на XYI век в Италии и Германии. Природа понималась с позиций пантеизма (пантеизм - “всебожие”): Бог и Природа сливались в одно неразрывное целое. Бог из сверхъестественной силы становился силой, имманентной (присущей) природе; мир рассматривался как живой и изменяющийся организм, а человек - как часть природы.
Наиболее ярко и последовательно пантеизм проявился в философии Джордано Бруно (1548-1600). Этот итальянский мыслитель смело и решительно поддержал гелиоцентрическую концепцию Коперника и сделал из нее радикальные философские выводы. Не будучи математиком, он чисто умозрительно расширил мир, ограниченный у Коперника Солнечной системой. Бруно сформулировал тезис о бесконечности Вселенной, о существовании в ней бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Он также высказал гипотезу о возможности существования жизни на других планетах.
Следует отметить все же, что характерное для Ренессанса стремление раскрыть тайны природы реализовались не только в развитии рационального знания. Недостаток реальных знаний побуждал мыслителей Возрождения обращаться к мистическим учениям, магии; значительным влиянием в данный период пользовались астрология и алхимия. Смешение рационального знания и фантастических представлений характеризует мышление Возрождения и отличает его от более позднего (XVII-XVIII вв), систематичного и научного по методу.
Искусство Возрождения во многих отношениях представляло контраст средневековому. Главной задачей средневекового искусства было воплощение божественного начала, поэтому земные реальные связи явлений в пространстве и времени обесценивались, лишались материальности, превращались в символы того, что лежит за пределами земного существования. В эпоху Возрождения искусство устремляется на познание и объективное изображение мира, увиденного глазами человека.
Одной из важнейших проблем, вставших перед художниками, была проблема пространства. На основе знаний геометрии и законов оптики уже в первой половине XV века разрабатывается теория линейной перспективы. Ее создателями считаются архитекторы Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1474). Данная теория позволяла построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения (это было учение о единой точке схода линий, отвечающей местоположению зрителя). Одними из первых начали применять линейную перспективу скульптур Донателло (1386-1466) и живописец Мазаччо (1401-1428). Много занимались разработкой теории перспективы и другие художники, включая Леонардо да Винчи, который ввел понятие воздушной перспективы.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло особенно большую роль в искусстве этой эпохи. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Помимо перспективы, он изумительно использовал светотень, с помощью которой создавал убедительное впечатление трепета жизни. Искусство светотени было основано на законах оптики. Леонардо изучил вопросы падения и отражения светового луча, подмечал и передавал множество оттенков света, тончайшие переходы тени.
Статьи по теме
Изобразительное искусство
В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным порывам, рассуждают о бренности челове ...
Дерево
К числу деревянных изделий принадлежит прежде всего мебель и, кроме того, некоторые предметы туалета.
В период Нового царства дерево широко применялось для изготовления мелких предметов туалета, которые отличались необычайной утонченно ...
Женские образы в творчестве импрессионистов
Значительное место в творчестве импрессионистов занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов. Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919). Жизнерадостное воспр ...