Новые задачи искусства определили и новый подход к изображению человеческой фигуры и к передаче действия. Присущие средневековому искусству каноничность жестов и мимики, произвольность пропорций фигур не соответствовали объективному представлению об окружающем мире. В художественных произведениях Ренессанса поведение человека подчиняется не канону и ритуалу, но психологической обусловленности и развитию действия; в пропорциях же фигур художники стремятся достигнуть соответствия с реальностью. Начинается систематическое изучение человеческого тела; художники Возрождения обладали глубокими знаниями по анатомии (многие из них для этого анатомировали трупы). Для реалистического изображения человеческого тела привлекалась и математика. Была создана теория пропорций человеческого тела; впервые она была изложена в трактате Л.Б. Альберти “Три книги о живописи".
В современной науке историю искусства итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа:
Проторенессанс (конец XIII - первая половина XIV века);
Раннее Возрождение (XV век);
Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетия XVI века);
Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).
Название первого периода - Проторенессанс - свидетельствует о том, что искусство данного этапа еще не является сформировавшимся ренессансным искусством. Но вместе с тем это период пробуждения, подготовки, предчувствия новых явлений в культуре. В рамках средневекового спиритуалистического мироощущения, символически условного отражения действительности проявляются реалистические тенденции. Ярким примером такого переплетения старых и новых черт является творчество великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321). Его знаменитая “Божественная комедия" построена еще по типу средневековых видений и насыщена аллегориями и символикой, но, с другой стороны, она резко отличается от средневековых рассказов о “загробном мире” реалистической яркостью образов, красочностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и страстей.
Аналогичные изменения происходили в искусстве, которое вступило на путь преодоления сверхчувственного и ирреального начала и создания нового художественного языка. При этом большое значение имело обращение к античности. Центральной фигурой итальянского Проторенессанса стал художник Джотто ди Бондоне (ок.1276-1337). В поисках большей реалистичности образов Джотто отказывается от плоскостности изображения; его фигуры объемны, находятся в реальном пространстве. При этом открытия Джотто опирались не на развитую теорию и эксперимент, а на художественную интуицию. Главное в его творчестве - человек. В своих произведениях он трактовал евангельские эпизоды как события человеческой жизни. Иррациональное начало отступало на второй план перед изображением земных людей, одушевленных человеческими чувствами и страстями. Джотто заложил основы искусства Возрождения.
В искусстве XV века, периода Раннего Возрождения, нашли яркое и полное выражение новые представления о мире и человеке. Художники увидели мир во всей его красе и стали искать пути проникновения в его тайны. Следование законам природы рассматривалось как залог совершенства произведений искусства. Основным законом природы Альберти и другие теоретики искусства XV века считали красоту. Красота трактовалась как начало, присущее реальности в целом, как гармоническая связь всех частей этого целого. Представление о прекрасном, гармоническом согласии всех природных форм исключало для мастеров XV века сознательное деление всего существующего на прекрасное и уродливое. Раннее Возрождение - это время открытия бесконечного многообразия реального мира, “радость узнавания" его.
В искусстве продолжает господствовать религиозная тематика, но коренным образом изменяются образы и содержание. Главным действующим лицом, главным героем становится человек. В первых произведениях ренессансных художников находит выражение двоякий подход к образу человека. В соответствии с интересом к индивидууму, к характерным для него чертам мастера всячески подчеркивают конкретные особенности модели, даже если она груба и некрасива. Вместе с тем, стремясь к героизации человека, художники возвышают его, как бы поднимают над обыденностью. И нередко создают образы, в которых органически сочетаются индивидуальная характеристика и обобщающий тип героя.
Статьи по теме
Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность, литература, архитектура
и искусство
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный ...
Культура и личность
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность - это движущая сила и создатель культуры, а та ...
Феномен Эрьзи в
мировой культуре
Мало кто из российских скульпторов удостоился в 20-м веке такого широкого признания, как Степан Нефедов. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954 году к выставочному залу на Кузнецком мосту: там состоялась первая выста ...