Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 8

С конца XV века итальянское искусство вступает в период высочайшего расцвета. Эпоха Высокого Возрождения, занимая всего три десятилетия, является кульминацией в развитии всей ренессансной культуры. Она дала миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.

Высокое Возрождение - это время, когда в искусстве с наибольшей яркостью проявились идеалы гуманизма. Лейтмотивом искусства этого периода становится образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека, возвышающегося над уровнем повседневной обыденности. Героическое начало, которое выступало в качестве важного элемента в искусстве Раннего Возрождения, в творениях Высокого Ренессанса обретает поистине титанический характер. С героическим элементом в ренессансном искусстве тесно связано понятие virtu (доблесть), приобретшее теперь более развернутый смысл как выражение целеустремленной воли человека, присущей ему активной действенности, способности осуществить свои смелые помыслы вопреки всем преградам. В образах Высокого Ренессанса обнаруживается такая общая основа, которую можно определить как их своеобразный универсализм: восприятие человека дано не в каком-то одностороннем аспекте, отдельных проявлениях его характера, а в единстве и полноте его личности, в максимально всестороннем ее выявлении.

Каждый из великих мастеров этого времени в пределах общей для данного этапа образной системы создавал свой художественный мир, отмеченный ярким выявлением авторской творческой личности. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) тяготел к героической трактовке, показу человека на уровне подвига и с пафосом жизнеутверждения. В произведениях Леонардо да Винчи наиболее полно проявились характерные для Высокого Возрождения принципы показа человека в особом состоянии гармонического бытия, в равновесии внутренних и внешних движений. Подлинную революцию Леонардо осуществил в портрете. В своей прославленной “Джоконде" он раскрыл неведомую до него возможность постижения сложного и изменчивого душевного мира человека, воплощенного в неразрывном единстве его характера, темперамента и интеллекта. Творчество Рафаэля Санти (1483-1520), отмеченное чертами гармонической ясности образов, соразмерности композиций и форм, стало совершеннейшим воплощением классического стиля Высокого Возрождения. Широкую известность Рафаэль приобрел созданием (в целом ряде картин) образа Мадонны, земной и реальной, но вместе с тем опоэтизированной, лишенной черт повседневной обыденности. Слияние неповторимо индивидуальных черт с чертами возвышенными и идеальными характеризует и созданные художником портреты.

На рубеже 1520-1530-х гг. искусство Возрождения в Италии вступает в поздний этап своей эволюции. За недавним высочайшим расцветом следует внезапный и нарастающий кризис ренессансной культуры, связанный с трагическими обстоятельствами исторического и общественного развития Италии (экономический кризис, политическая реакция, борьба церкви с гуманизмом и свободомыслием). Ярким негативным порождением этого кризиса было искусство художников-маньеристов.

Маньеризм (от итал. “maniera” - манера, стиль) - стилевое направление в западноевропейском искусстве XYI века. Термин “маньеризм” появился в связи с тем, что живописцы этого направления копировали “манеру" мастеров Высокого Возрождения, не учитывая присущую им глубину содержания произведений искусства. В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека. Созданные ими художественные образы отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Для произведений маньеристов характерны крайне удлиненные пропорции фигур, деформация, причудливо извивающиеся линии, неустойчивые сложные позы, контраст цветов, света и тени, беспокойные ритмы.

Однако в творчестве крупнейших мастеров второй половины XVI века сохранялась ренессансная основа. Правда, представления о гармонии мира и всемогуществе разума ушли в прошлое, судьба человека не представлялась более безоблачной, но в произведениях Микеланджело, Тициана, их младших современников (Паоло Веронезе, Тинторетто) утверждались высокие человеческие ценности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
Семиотический аспект имиджа напрямую связан со знаковым содержанием вещи. Повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия. Как ...

Связи с другими славянскими деятелями
Учась в университете, деятели “Троицы” активно знакомились с произведениями европейского возрождения. Львов в то время был одним из центров славянской литературы и научного взаимообмена. К их услугам была библиотека Института Оссолинских, ...

Культура СССР в послевоенное время
Война нанесла колоссальный ущерб развитию культуры в нашей стране. Невосполнимой трагедией стало уничтожение практически целого поколения людей, родившихся в первой половине 20 годов. Война уничтожила навсегда многие памятники культуры, с ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация