Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 2

Творцами культуры Возрождения выступали выходцы из самых различных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, архитектуре, живописи, скульптуре стали достоянием всего общества, хотя и в большей степени - его образованной и состоятельной части. Можно утверждать, что ренессансная культура имела свои границы, в определенной степени носила элитарный характер. Она была предназначена (и доступна) высшим социальным кругам и группам, имевшим возможность получить образование, прежде всего знание латинского и греческого языков.

Главное содержание эпохи Ренессанса отражает не дословный перевод этого термина, то есть возрождение, новый расцвет античной культуры. Ренессанс развивал и по-новому интерпретировал культуру античности. Взаимодействие, тесное переплетение элементов средневековой и античной культур создавало новый синтез - культуру Нового времени. По своей сущности культура Возрождения была переходной. Для мышления и идеологии Ренессанса решающей тенденцией являлся переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Центральной фигурой мироздания теперь является не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Этот мировоззренческий поворот осуществили гуманисты эпохи Возрождения.

Гуманизм (латин. humanus - человеческий) - это одно из центральных явлений культуры Ренессанса. Деятели Возрождения большое значение придавали studia humanitatis - овладению духовной культурой. Цицерон, у которого был заимствован данный термин, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. В эпоху Ренессанса studia humanitatis придается более широкий смысл - освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях. Гуманистами стали называть тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Но этим не ограничивается их роль в культуре Возрождения. Те, кого называли гуманистами, создавали новую систему ценностей, новое знание. В центре этого знания находился человек, его земное предназначение, свободный индивид и его права.

Родоначальником гуманистического движения считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Петрарка стал одним из первых собирателей античных рукописей, разыскивая их по всей Европе. Его собрание классических латинских текстов было в свое время уникальным. Он предпочитал Рим Греции и не сомневался, что Рим является классическим образцом цивилизации. Петрарка стремился восстановить облик античного Рима, который представлялся ему как идеальное государство, как страна доблестных, гордых и культурных людей. В его поэзии возникает идеализированный образ античности, образ, который, скорее всего, можно назвать мечтой об античности. Такое преклонение перед античностью, созданное Петраркой, стало характерной чертой гуманизма.

Петрарка резко критиковал схоластику как метод: нельзя сводить обсуждение сущности любой проблемы к формальному спору о понятиях. Схоластике он противопоставлял знание, опирающееся на жизненный опыт. Содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, его природе и социальном общении. Важнейшей наукой он считал этику, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Поэта интересовали, прежде всего, внутренние, этические проблемы человека. Его лирическая поэзия наполнена земным, реальным чувством индивидуального человека, пониманием его радостей и страданий. Петрарку характеризует глубокий интерес к природе, окружающей человека.

Идеи Петрарки нашли поддержку и развитие у его последователей. Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в итальянской культуре, был друг Петрарки, писатель Джованни Боккаччо (1313-1375). Боккаччо создал новый жанр литературы - новеллу, в которой тесно переплетаются светские традиции городской сатиры и куртуазной рыцарской литературы. В его знаменитом “Декамероне", который представляет собой сборник из ста новелл, нашли художественное выражение гуманистические идеи: благородство и достоинство человека заключается не в знатности происхождения, а в добродетелях и доблестных поступках; чувственная природа человека не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали. Герои “Декамерона" наделены внутренней свободой, сохраняют свою индивидуальность, активны, целеустремленны, наслаждаются земной жизнью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Математика
Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.); 2 ( ); 3 ( .); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковины обозначало 0. Сам челове ...

Семиотика веера в контексте русского костюма
В качестве второй практической задачи рассмотрим знаковые функции в контексте русского костюма на примере такого аксессуара , как веер. Как уже отмечалось, культура - противоречивое и уникальное явление. Каждый ее элемент настолько непов ...

Религии Древней Индии
Результатом дальнейшего развития ведической религии и брахманизма стал индуизм, сформировавшийся в I-м тысячелетии до н.э. От ведической религии индуизм унаследовал представления об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посре ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация