Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова, неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.
Три внутренние панели тематически расположены слева направо.
Левая створка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая.
Для Босхa история Страшного суда начинается с создания Евы, грехопадения и изгнания первых людей из Рая. Это изгнание сравнивается Босхом с изгнанием непослушных ангелов из Небесного рая и превращением их в монстров.
Центральная панель изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников.
Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова, неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали, какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.
Центральная панель, изображающая Землю, которая достойна только осуждения. В то время, как счастливые праведники находятся в руках Бога, все остальные попадают к Сатане и армии его демонов. Христос-Спаситель и несколько праведников занимают совсем немного места. Зато подробно показаны всевозможные виды пыток и мучений.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Новый Завет Матфея 13
Как и в других работах Босха, действие происходит на фоне темного и горящего Иерусалима. Земля наполнена армией демонов. Грешников жгут, режут, жарят, ломают. Развратников ласкают чудовища, обжору заставляют пить из бочки, которая всё время наполняется. Некоторых монстров, схожих с жабами, змеями, драконами, Босх возможно, видел в религиозных рукописях. Но он первый включил эти изображения в группы, создал новые виды (фигура, составленная только из головы и ног).
Ад - на правой створке.
Дворец Сатаны на фоне столбов огня, сам Сатана у входа, шатёр на крыше дворца с несчастными душами, ждущими наказание — всё это вызывало ужас у людей напуганных проповедями, произведениями (напр. Данте). Ад, изображённый Босхом, — это место, где нет ни законов, ни пропорций (две большие головы справа)
В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».
Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.javascript:newwindow('volhv.html' )
Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.
Эта триптих был написан для часовни Братства Богоматери в Хертогенбосе и был действующим алтарём. Позже, испанский король Филипп II забрал эту работу в свою резиденцию-монастырь в Эскориале.
"Поклонение волхвов" показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшим с Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот - от центра.
Статьи по теме
Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 -1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Авт ...
Великая Отечественная война в истории отечественной
культуры
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задач ...
Владимиро-Суздальское искусство при князе Андрее Боголюбском
Дальнейший бурный расцвет владимирского зодчества приходится на эпоху княжения сына Юрия — Андрея Боголюбского. По времени и значению на первое место здесь нужно поставить построенный Андреем Боголюбским Успенский собор во Владимире (1158 ...