Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. На взгляд современного зрителя, в центральной части триптиха царит атмосфера безгрешности; нежные забавы изображенных на ней нагих молодых людей навевают светлые, радостные чувства. Их лица по-детски искренни, мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви под сенью раковин и гигантских плодов. Однако для Босха и вообще для средневекового образа мыслей тот мир переполнен символами греха – птицы, рыбы и спелая клубника означают распутство и похоть, зло вопиет о возмездии. В качестве наказания за это Босх определяет самые жестокие пытки, до которых когда-либо доходило воображение человека. В последней части триптиха грешников натягивают на струны арфы, давят, зажимая между лютней и книгой, погружают в топь, их похищают дикие звери, клюет птица, целует свинья, грызут собаки, им перерубают шею, их протыкают мечом, топят в море огня. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Современный зритель не может не испытывать боли и гнева при виде наказания, которое так разительно не соответствует тяжести прегрешений».
Цитируемый автор возражает Босху, отрицая то, на чем художник вовсе не настаивает. Прежде следует разобраться в картине, чего наш критик даже не пытается сделать.
Детская энциклопедия пишет: «На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира… Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву». Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Это хорошо, но не отмечен важнейший факт отсутствия традиционной сцены грехопадения первой пары и ее изгнания. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.
«В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в водоемах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные кавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под кожурой огромных плодов…»
Хорошо, но куда подевались дьяволы-искусители, чудовища и монстры, всегда присутствующие на алтарях Босха в подобных картинах грехопадения?
«На правой створке зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабо озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы, – ее сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет – трухлявое «древо смерти» растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец (а где он властвует?), а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в бездну».
В этом нет внимания к деталям и осмысления картины.
Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Чаще всего эту картину интерпретируют как аллегорико-нравоучительное осуждение похоти… Босх рисует здесь картину ложного рая, буквально заполненного символами похоти, почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии – лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь к спасению». «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов».
Ну, это совсем не товар! А для Европы таки и не к лицу.
Книга Бытия говорит: «всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так». Наивные представления авторов Бытия, вне всяких сомнений, не могли разделяться Босхом: плотоядные животные так устроены, что питаться травой не могут. А о птицах и говорить нечего: они тратят на полет столько энергии, которую может обеспечить только животная еда. Поэтому тотчас за моментом своего создания кошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями. Что мы и видим у Босха. (Лев в глубине, над головой жирафа). Следовательно, зло, а поедание одного живого существа другим безусловное зло, заложено в природу самого живого существа, предусмотрено в плане самого Творца, и дьявол тут ни при чем. Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом? Стало быть, взаимное влечение полов, греховность лежит в самой природе плодоношения, деторождения, и не может быть трактована как грехопадение. Как не было и змея. Давая в середине рая, в центре животворящего озера розовое сооружение неизвестного материала, художник в темную глубины его помещает сову – символа носителя злых, темных, несправедливых, греховных, если хотите, дьявольских моментов в планах, чертежах животных и человека, которые только и сделали возможными их создание, существование, размножение. Поэтому художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания. Как Адам и Ева жили в раю, так и продолжали жить, только в реальном, земном раю, со всеми его радостями и заботами.
Статьи по теме
Живопись XVII века
Происходившая в XVII в. во всех сферах жизни переоценка ценностей, которая способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, позволила художникам по-новому взглянуть на окружающий мир и возможности его отображения в живописи, раскры ...
Применение золотой пропорции
в различных видах искусства
стремление к стройности, соразмерности, гармонии. От проявляются в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музы ...
Илья Пророк
"Илья Пророк" заставляет перенестись в художественную атмосферу иного, более позднего времени, чем предшествующие иконы. Сосредоточенность и спокойствие образа, соразмерность и уравновешенность композиции, деликатная лёгкость и ...