А грехи? Это совсем иное. Это корысть и подлость, душевное уродство; азарт игры, когда человек теряет голову, способен на любой обман и преступление. Душевная черствость, холодность. Когда женщина торгует своим телом; стряпают доносы и наушничают. Грех лени и непрофессионализма, когда музыкант не владеет инструментом, художник – кистью, писатель – пером, искусствовед не способен внимать художнику и не знает своей науки понимания предмета искусства. Заселившие ад Босха чудовища, монстры, уроды, ожившие мертвые существа всего лишь фантастические воплощения этих духовных уродств и человеческих несовершенств. И не где-нибудь и когда-нибудь, и, может быть, очень скоро, здесь, на земле, в нашей жизни, за греховные деяния придется расплачиваться.
Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св. Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение Святого Антония», «Страшный суд»).
Как многие из его современников, для большего воздействия на зрителя, для выражения борьбы добра и зла, Босх показывал библейские сюжеты на фоне привычного людям пейзажа. Он часто заменял виды Иерусалима, пустыни на панораму простого голландского города, реки, холмов. Примером является и эта работа.
Cв. Иоанн Креститель находится в дикой местности, мало похожей на Палестину 1-го столетия. Святой лежит среди холмов, на сочной траве. Миссия его (как Предшественника) ясна по его взгляду на ягнёнка (символ Христа) Иоанн, "увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий".
Покой, необыкновенно красивая природа, мясистые плоды, безразличный взгляд Святого передают обстановку лени. Но в этой пасторальной сцене есть элементы угрозы. Почти незаинтересованный взгляд на Ягненка - Бога, и положение Ягненка говорит о духовной слабости, к которой склонно все человечество. Действительно, чувственная природа, мясистые плоды, окружающие Иоанна, показывает привлекательности альтернативы, которую жизнь плоти предлагает жизни духа. И Иоанн, предшественник Христа, расслабляется перед лицом искушения.
Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого, историями об искушениях, которым он подвергался в пустыне, его видениях и льве, которого он приручил, удаляя шип из его лапы.
Cв.Иоанн Богослов сидит на холме. Он держит открытую книгу и перо; он, провидец и пророк, пишет Откровения. Вдали пейзаж низовьев Рейна, но здесь — это остров Патмос, где Cв.Иоанн увидел Апокалипсис. Ангел указывает на небо, где появился символ Апокалипсиса. Начиная со Средневековья это небесное видение было идентифицировано Мадонной. Птица в нижнем углу - ссылка на символическое животное Cв.Иоанна, орла. Птица охраняет принадлежности для письма, которые демон пробует украсть.
"Грехи и наказание за них" — любимая тема Босха. Он считал, что в грех человека вводят демоны-искусители, и создал серию картин о святых, преодолевающих искушения, надеясь, что жизнь праведников послужит примером для других. Св. Антоний Великий - святой, отшельник, был наиболее любим Босхом. На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) - Арест Христа в Гефсиманском саду и Христос, несущий крест.
В центре святой, становящийся на колени; он смотрит на зрителя. Вокруг многочисленные демонические искушения испорченного мира: сцены распущенности, неумеренности, ярости, лицемерия и многих других недостатков. Здесь представлена внутренняя борьба между желанием и запрещением. Поведение личности в бесконечном море искушений - тема, которая часто использовалась в религиозной литературе в те времена.
Непоколебимая вера Антония строго испытывается. Он поднят в небо ордой летящих дьяволов. Его сопротивление - молитва. После его "падения", два монаха (его друзья), поддерживая, ведут его по мосту, окружённому монстрами-искусителями.
Правая створка заполнена сценами распущенности и ненасытности. Внизу - одно из типичных существ Босха (без тела): большой живот, вместо головы, и ноги. Это - обжорство. На заднем плане, между двумя башнями, вооруженные войска заставляют голого человека бороться с драконом в воде. В небе - летящая рыба, с мужчиной и женщиной. Считается, что это Дьявол с Ведьмой.
Статьи по теме
Живопись
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.).
В этот сложный период для страны, для живописцев ...
Советская культура в период "оттепели" и
"застоя"
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе п ...
Культура серебряного века
Эта эпоха оценивается не однозначно. Для одних это - эйфория заполнения белых пятен, знакомство с новыми именами, абсолютизация их. Для других – это век декаданса, попыток кощунственного христианского поиска. Что же характерно для серебря ...