В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719—1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.
60-е и 70-е гг. XVIII в. — это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726—1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729—1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732—1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.
Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738—1799) — первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне — подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе — изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки).
Баженов был учеником школы Ухтомского. Та же школа дала другого выдающегося архитектора — И.Е. Старова (1745—1808). Его лучшее произведение — Таврический дворец в Петербурге — построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).
Одновременно с Баженовым и Старовым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. — 1812) и итальянец Джакомо Кваренги (1744—1817). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно из красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге — Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.
Московским мастером классицизма был М.Ф. Казаков (1738— 1812), также ученик школы Ухтомского. Москва обязана Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынской больницей.
Изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. — это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П. Антропов (1716—1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III).
Статьи по теме
Иконописцы и иконописные мастерские Тюмени
Как говорилось ранее, наряду с Тобольском иконопись развивалась и в других городах Сибири. В 1711 переписными книгами Тюмени как мастеровые люди-иконописцы отмечены М.Ф. Стрекаловский, и конный казак Кательников. Кроме того, в Тюмени икон ...
Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов
При анализе исторического взаимодействия искусства и ислама особенно наглядно видна общеисторическая закономерность развития духовной, и в особенности художественной, культуры. В этом процессе постоянно сталкиваются, взаимодействуют, вза ...
Отношение к природе
Японскую культуру можно условно обозначить как "натуроцентристскую". Вся японская культура испокон веков была неразрывно связана с природой. Любовь, восхищение, уважение со временем стали основой отношения японцев к окружающему ...