XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.
Основу буржуазного правосознания и принципов государственного права заложил в XVIII в. французский просветитель, философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Его главный труд «О духе законов» не устарел до сих пор. Учение о разделении властей в государстве было разработано Монтескье именно в этом сочинении, которое принято считать теоретическим обоснованием правового государства. Впервые учение Локка и Монтескье о разделении властей было реализовано на практике американской революцией, приведшей к самостоятельности США.
Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775—1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции — Джордж Вашингтон (1732—1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737—1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743—1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», — придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.
Великая французская революция. Мощный подъем в развитии политической культуры и правовой мысли связан с Великой французской революцией 1789 г. В отличие от американской революции, которая не уничтожила рабство в стране, французская революция радикально обновила общество, уничтожила феодальную социальную систему, приняла Декларацию прав человека и гражданина, провозгласила лозунги свободы, равенства и братства. Американская революция таких лозунгов не выдвигала, но принципы свободы и самостоятельности индивида утверждала более широко и основательно. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), который был продуктом революции, утвердил в Западной Европе нормы буржуазного правопорядка. С этого кодекса начинается история буржуазного социально-экономического и государственного права в Европе.
Драматические события Великой французской революции стали символом насильственного государственного переворота. Многие свободомыслящие европейцы с воодушевлением приветствовали ее начало. «Это величайшее событие, которое когда-либо происходило в мире, и к тому же самое лучшее!» — воскликнул английский политик Ч. Дж. Фоке, узнав о падении Бастилии. Однако надежды многих сторонников революции быстро рухнули. Она оказалась не только жестокой и кровавой, но и вызвала войны в Европе. До основания разрушив старый порядок, она привела к появлению на политической арене таких непредвиденных факторов, как психологическое запугивание, а также идеологическую борьбу, выходящую за национальные границы.
Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.
Статьи по теме
Исторические факторы формирования деструктивных политических систем
Никому не секрет, все развалы, которые были спровоцированы со стороны, является ни чем иным как желанием установить, свою власть, подчинить сознание людей на легко управляемые психотипы потребителей или как в древние времена – превратить ...
Отношение просветителей к искусству
Просветители считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, про ...
Общая характеристика костюма эпохи возрождения
Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты и, естественно, новую ее оболочку - костюм, над созданием которого трудятся не только портные, но и многие художники века.
Деятельному, энергичному человеку тесно и не ...