Петр /в годы своего правления (1689—1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы — навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.
По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» — первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.
Петр I лишил церковь самостоятельности, подчинив ее государству и уничтожив институт патриархии, ограничил вмешательство духовенства в культурную жизнь страны. Можно сказать, что именно Петр начал секуляризацию культуры в Русском государстве. Он хотел придать культуре светский характер и во многом преуспел в этом.
Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была регламентироваться ни старорежимным порядком, ни церковными установлениями и Домостроем, а ориентироваться на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719). Литературные произведения петровского времени носили обычно назидательный характер. Таковы, например, «История о российском матросе Василии Кариотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «История об Александре российском дворянине».
Одним из самых последовательных продолжателей петровских реформ был Феофан Прокопович (1681—1736), церковный и государственный деятель, близкий сподвижник царя, глава и душа просветительского кружка «Ученая дружина». Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, писал также лирические и шутливые стихи. В своих произведениях Прокопович впервые создал литературный образ Петра Великого как просвещенного государя, преобразователя России. Феофан оказал заметное влияние на формирование политических и эстетических взглядов молодого А.Д. Кантемира (1708—1744), на просветительскую деятельность и творчество В. К: Тредиаковского (1703—1768). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литературы. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверждения благородства по происхождению благородством поведения и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолжение и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благодаря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб.
Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII в. принадлежит великому русскому энциклопедисту М.В. Ломоносову (1711—1765). Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г. Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно.
Ломоносов основал первый русский университет в Москве в 1755 г. и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.
Статьи по теме
Корни древнерусской иконописи
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее велики трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытывают практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо о ...
Культура эпохи Возрождения и реформации
Возрождение, или Ренессанс (франц. renaissance - возрождение), - это культурно-историческая эпоха, охватывающая период со второй половины XIV до конца XVI века. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры ...
Духовная жизнь общества
"
В отличие и от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей: человеческой, в которой культура предстае ...